§15. Экономика - основа общества
Задумаемся
Задание №1
Каковы главные потребности людей? Способна ли экономика их полностью удовлетворить?
Ответ:
Потребности бывают биологическими, социальными и духовными.
Экономика может частично удовлетворить эти потребности, предоставляя людям возможность заработка денег для покупки товаров и услуг. Однако полное удовлетворение всех потребностей может быть сложной задачей, поскольку некоторые из них связаны с более широкими аспектами жизни, такими как социальная справедливость, равенство и доступ к образованию и здравоохранению.
Вспомним
Задание №1
Какую роль играет труд в жизни человека и общества?
Ответ:
Труд позволяет людям зарабатывать средства к существованию и удовлетворять свои физиологические и материальные потребности, такие как пища, жилье, одежда и т.д. Труд также дает возможность людям развивать свои способности и навыки, достигать личных целей и смысла жизни.
В обществе труд является основой экономической деятельности. Он позволяет создавать товары и услуги, которые удовлетворяют потребности людей. Труд создает рабочие места и способствует экономическому росту и процветанию общества.
Труд также имеет социальное значение. Он способствует формированию и поддержанию социальных связей и взаимодействий. Работа может быть источником удовлетворения и самоутверждения, а также способом включения в общество и принадлежности к сообществу.
Однако, роль труда может быть различной в разных обществах и культурах. В некоторых обществах труд может быть средством эксплуатации и неравенства, в то время как в других он может быть средством осуществления социальной справедливости и равенства.
В целом, труд играет важную роль в жизни человека и общества, обеспечивая средства к существованию, развитие личности и социальное включение.
Рассмотрим изображения (стр.124)
Задание №1
Пользуясь текстом учебника и иллюстрациями, расскажите об основных проявлениях экономики.
Ответ:
1. Производство. Пекарь на заводе выпекает (производит) хлеб.
2. Распределение. Хлебозавод поставляет определённую часть продукции в магазины.
3. Обмен. Продавец в магазине продаёт людям хлеб (обменивает его на деньги).
4. Потребление. Люди, купившие хлеб в магазине, едят его.
Рассмотрим изображение (стр.125)
Задание №1
Какие продукты труда вы видите на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумайте, какая форма ведения хозяйства была преобладающей в этой семье. Если ваша семья использует продукты, произведённые своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство?
Крестьянское семейство перед обедом. Ф. Г. Солнцев
Ответ:
На картине можно увидеть хлеб, молоко и овощи. Крестьянская семья могла произвести эти продукты для собственного потребления, так как они являются основными продуктами питания. Однако, возможно, часть продукции также могла быть получена в результате обмена с другими людьми или продажи на рынке.
Преобладающей формой ведения хозяйства в этой семье, вероятно, было натуральное хозяйство. Это означает, что они производили продукты для собственного потребления и не полностью зависели от внешних поставок.
Если ваша семья использует продукты, произведенные своим трудом, то можно сказать, что у вас есть элементы натурального хозяйства. Однако, это не обязательно означает, что все продукты, которые вы потребляете, производятся вами самими. Возможно, ваша семья также получает продукты через обмен или покупку на рынке.
Рассмотрим изображения (стр.126)==
Задание №1
Рассмотрите иллюстрации. Какие экономические блага создают участники деятельности? На удовлетворение каких потребностей общества они направлены? Приведите примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности.
Ответ:
На иллюстрациях мы видим:
Покупка фермерских продуктов на рынке.
Ловля рыбы на специальном судне.
Сбор картофеля на поле.
Подписание договора на поставку природных ресурсов.
Это все примеры экономических благ. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей человека, таких как потребность в пище и тепле.
Специализация людей на определенном виде хозяйственной деятельности:
• Сельское хозяйство – фермер, доярка, пекарь.
• Сфера услуг – продавец в магазине, ветеринар, водитель.
• Промышленность – лесоруб, металлург, нефтяник, шахтер, энергетик.
Рассмотрим ситуацию (стр.128)
Задание №1
Семья Петровых решила на семейном совете, что для укрепления здоровья полезно было бы всем заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, они остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список предметов, которые необходимо было приобрести, и, оценив денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки.
Подумайте, в чём состоит экономический интерес семьи как потребителя. Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?
Ответ:
Семья Петровых, как потребитель, заинтересована приобрести качественные товары с наибольшей выгодой. Для этого семья может сравнить цены в разных магазинах, прочесть отзывы о качестве выбранных моделей лыж. Чтобы сэкономить, они могут учесть, что лыжи – сезонный товар и дешевле всего их можно купить летом.
Вопрос (стр.129)
Задание №1
После окончания школы вам предстоит участвовать в создании современной экономики России. Подумайте, что вы можете сделать уже сейчас, чтобы в дальнейшем соответствовать требованиям, предъявляемым к современному работнику.
Ответ:
Чтобы в дальнейшем соответствовать требованиям, предъявляемым к современному работнику, уже сегодня я могу ответственно подходить к процессу обучения, делать упор на особенно интересные предметы, брать дополнительные занятия, чтобы разобраться с предметами, которые понимаю хуже. Наверное, стоит подумать, кем я хочу стать в будущем, чтобы акцентировать внимание на тех дисциплинах, которые мне потребуются для поступления в ВУЗ и дальнейшей работы.
Вопрос (стр.130)
Задание №1
Какие мотивы преобладают у вас при покупке? Есть ли среди них место рациональным решениям? Что, на ваш взгляд, в большей мере влияет на формирование потребительских мотивов: состояние экономики, реклама, уровень доходов потребителя? Предложите и обоснуйте свои варианты.
Ответ:
Почти всегда, совершая покупку, я опираюсь на рациональные решения. Например, когда мы с мамой выбираем мне одежду, я чаще предпочитаю купить одну, но более дорогую и качественную вещь, чем несколько вещей, которые быстро "выйдут из строя". Перед покупкой новой цепи для велосипеда, я долго читал рекомендации в сети, чтобы выбрать лучший вариант среди недорогих.
Но бывают моменты, когда покупки основываются на эмоциональном решении. Например, я купил книгу в специализированном магазине, где все обложки скрыты – выбираешь, только опираясь на коротенькую аннотацию и собственные впечатления.
На мой взгляд все перечисленные факторы влияют на формирование потребительских мотивов, но сильнее всего определяет поведение, все−таки, уровень доходов.
Экономическое положение в стране может существенно влиять на потребительские мотивы. В периоды экономического кризиса или нестабильности, потребители могут быть более осторожными и ограничивать свои расходы. В периоды экономического роста и стабильности, потребители могут быть более склонны к потреблению и покупкам.
Качественная и убедительная реклама может стимулировать потребителей к покупке и влиять на их поведение. Однако, если у потребителя низкий уровень дохода – он не всегда может позволить себе что−то даже очень желанное, навеянное рекламой и общим благополучием в стране.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Как экономика служит людям?
Ответ:
Экономика − это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения.
Основным проявлением экономики считаются производство, распределение, обмен, потребление. В результате этих процессов появляются все новые товары и услуги, нужные для людей. Формируется спрос, согласно которому производство понимает, что, какого качества и в каком количестве нужно производить.
Задание №2
Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
Ответ:
Всего два вида хозяйствования − натуральное хозяйство и товарное производство. Каждая из них важна для экономики. Но главный недостаток натурального хозяйства − низкая производительность труда. Она позволяет обеспечивать только самые основные потребности человека. На смену натуральному хозяйству пришло товарное производство, которое организует экономическую жизнь общества, специализируясь на определённых видах деятельности, оказывают услуги и производя товары для обмена друг с другом. А значит, товарное производство наиболее успешно решает цели экономики.
Задание №3
Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
Ответ:
Производитель − тот, кто создает товары или оказывает услуги.
Потребитель − тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
Каждый из них старается извлечь выгоду, каждый – участник экономической системы, это их объединяет.
Производитель старается тратить меньше ресурсов и добиться запланированного результата. Потребитель старается извлечь как можно больше пользы от использования или потребления товара, с меньшими на это затратами. Это их основные отличия.
Задание №4
Каким образом связана деятельность основных участников экономики?
Ответ:
Производитель стремится выпускать только те товары и услуги, которые нужны потребителю, потребитель в свою очередь приобретая товар или услугу, помогает производителю определить, что именно, сколько и какого качества нужно производить.
Задание №5
Каковы ресурсы экономического развития страны?
Ответ:
Экономические ресурсы − это виды ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг.
Наша страна лидирует среди всех стран мира по запасам природного газа и древесины. Также много запасов нефти, каменного угля, железных руд. Но самый главные ресурс − это люди. Экономические возможности страны, ее богатства и качество жизни определяются в уровне развития трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы − трудоспособная часть населения, способная производить экономические блага.
Выполняем задания
Задание №1
Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируйте ваш ответ.
Ответ:
Экономика охватывает все сферы деятельности человека, затрагивает наши потребности, желания, решения, взаимодействие друг с другом. Она оказывает влияние на каждого и на общество в целом, влияет на уровень жизни и наши возможности, определяет развитие человечества. Я думаю, что утверждение верное, но не совсем точное, потому что важно учитывать и другие аспекты жизни, которые не менее важны, например, культура, духовность, здоровье, семья. Все это не менее важно для нашего благополучия и счастья, и имеет огромное значение.
Задание №2
Заполните таблицу (в тетради).
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
Впишите перечисленные примеры экономической деятельности в соответствующие графы таблицы: изготовление ёлочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения и отопления в квартире, закупка снаряжения для турпохода.
Ответ:
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
Изготовление елочных игрушек. | Составление плана расходов на месяц, выплата пособия семьям на детей. | Посещение парикмахерской, закупка снаряжения для турпохода. | Завтрак в школьной столовой, использование освещения и отопления в квартире. |
Задание №3
Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели? Проиллюстрируйте ответ примерами.
Ответ:
Связь между экономикой и богатством есть. Экономические знания помогут человеку разобраться как распределить ресурсы, как инвестировать и на чем можно заработать.
Антон много читает об экономике, следит за последними новостями, но он − наемный работник, ничего не производит, не имеет своего дела. Значит, одни только экономические знания не проводят к результату сами по себе.
Для того, чтобы разбогатеть нужно ещё овладеть другими навыками и знаниями, такими как трудолюбие, настойчивость, предприимчивость. Но и случайные факторы могут влиять на результат. Например, Андрей – бывший владелец малого бизнеса, открыл кофейню в центре города ранней весной 2020 года. Он рассчитал все необходимые данные, выявил спрос, подготовился, применил свои экономические знания. Но начавшаяся пандемия Коронавирусной инфекции сократила его доходы до нуля из−за вынужденной изоляции жителей города и ограничений, введенных из соображений безопасности. Тогда Андрей решил организовать бесконтактную доставку кофе и десертов и спас свой бизнес. Умение ориентироваться в ситуации и менять вектор − тоже важный навык для человека, который стремится достигнуть цели.
Чаще всего, бизнес − умение рискнуть и не "проиграть".
Задание №4
Семья С. потеряла по причине засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует пример? Поясните свой ответ.
Ответ:
Семья С. по причине засушливого лета выступила в роли потребителя. Они произвели обмен (получили картошку за деньги) с стали частью экономической системы товарного производства.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Вы уже знаете, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратитесь к словарям, Интернету и найдите несколько определений этого понятия. Подготовьте иллюстрированное сообщение (плакат, постер) по итогам работы, предложите одноклассникам обсудить его и дать свои пояснения.
Ответ:
• Экономика − это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения.
• Экономика − это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.
• Экономика − это общественная наука, изучающая закономерности, особенности и процессы производства, распределения, обмена и потребления благ − товаров и услуг, то есть производственно−хозяйственные взаимоотношения.
Экономику можно понимать как сферу знаний или как конкретную систему производственных отношений.