§9. Конфликты: почему они возникают и как их избежать
Задумаемся
Задание №1
Почему не всегда удаётся достигнуть взаимопонимания? Как следует поступить, если испортились отношения с другом?
Ответ:
Не всегда удается достичь взаимопонимания из-за различия восприятия, опыта, ценностей и коммуникационных стилей между людьми. Кроме того, недостаток эмпатии, неправильное использование невербальных сигналов и непонимание культурных различий могут также препятствовать взаимопониманию. Если отношения с другом испортились, важно начать с открытого и честного разговора, выразить свои чувства и точку зрения, а также быть готовым выслушать другую сторону и попытаться понять ее. Возможно, потребуется время и терпение для восстановления доверия и взаимопонимания.
Вспомним
Задание №1
Какие правила общения вам известны? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил?
Ответ:
Некоторые правила общения включают в себя:
- Слушайте внимательно и проявляйте интерес к собеседнику.
- Будьте вежливы и уважительны.
- Используйте ясную и понятную речь.
- Избегайте обвинений и оскорблений.
- Будьте эмпатичны и покажите понимание.
- Учитывайте культурные различия.
- Решайте конфликты конструктивно и сотрудничеством.
Несоблюдение этих правил может привести к недоразумениям, конфликтам, неприятностям, нарушению отношений и даже разрыву связей.
Рассмотрим изображение (стр.79)
Задание №1
По каким признакам можно достоверно судить о том, что перед нами конфликт? Как ведут себя герои? Кто перед кем виноват?
Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Н. Н. Ге
Ответ:
На картине "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" мы можем определить невербальные признаки зарождающегося конфликта. Царевич отвел взгляд, опустил глаза – признак вины или того, что человек расстроен. Петр нахмурил брови, сидит в пол−оборота – признак недовольства. У них явно разногласия, но конфликт – это столкновение двух или более мнений, когда каждый отстаивает свою правоту. Здесь же мы не знаем, как царевич Алексей поступит дальше, возможно, он осознает свою вину и будет готов извиниться, тогда конфликта удастся избежать.
Рассмотрим ситуацию (стр.79)
Задание №1
Подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.
Опишите ситуацию с точки зрения каждого из участников. Какой барьер привёл к данному конфликту?
Ответ:
С точки зрения Светы. Она играла с подругами в снежки и веселилась, но внезапно ее толкнули и она упала лицом в сугроб. Она почувствовала боль и унижение, так как ее подруги начали смеяться над ней. Она обиделась и начала кричать на них, выражая свое разочарование и ярость. В результате она убежала домой, чтобы уйти от этой неприятной ситуации.
С точки зрения подруг. Они играли весело на улице и решили пошалить, толкнув Свету в сугроб. Они не ожидали, что она так сильно реагирует на это и начнет кричать на них. Им показалось, что это всего лишь шутка, и они расхохотались. Они не понимают, почему Света так серьезно отреагировала на это.
Барьером, который привел к конфликту, было непонимание и различие восприятия ситуации. Подруги не осознали, что для Светы это было неприятно и оскорбительно, а Света не смогла объяснить свои чувства и эмоции, что привело к еще большему раздражению и конфликту.
Рассмотрим таблицу (стр.80)
Задание №1
Какую стратегию поведения в конфликте можно считать наиболее успешной? В чём её достоинства и возможные недостатки?
Стиль поведения | Характеристика |
Конкуренция, соперничество («акула») | Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому |
Сотрудничество («сова») | Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам сторон |
Компромисс («лиса») | Выбор, при котором каждая сторона что−то выигрывает, но что−то и теряет |
Избегание, уклонение («черепашка») | Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей |
Приспособление («медвежонок») | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого |
Ответ:
Наиболее успешной стратегией поведения в конфликте считается сотрудничество, или стиль "сова". Эта стратегия предполагает поиск альтернативного решения, которое удовлетворит интересы обеих сторон. Достоинством этой стратегии является то, что она способствует сохранению отношений и созданию взаимопонимания между сторонами. Она также позволяет найти наилучшее решение, которое будет удовлетворять обеим сторонам. Однако, эта стратегия требует времени, энергии и готовности к компромиссам со стороны обеих сторон. В некоторых случаях, особенно если одна из сторон не заинтересована в сотрудничестве или взаимопонимании, эта стратегия может быть неэффективной.
Рассмотрим диаграмму (стр.81)
Задание №1
Какие выводы вы считаете правильными? Свой ответ аргументируйте.
1. Большинство опрошенных семиклассников предпочитают в конфликтных ситуациях не участвовать.
2. Опрошенным семиклассникам свойственно скорее приспосабливаться, чем настаивать на своём и открыто конфликтовать.
3. Для участников опроса предпочтительными считаются стратегии, связанные с соперничеством.
4. Самой популярной среди опрошенных семиклассников является стратегия сотрудничества.
Ответ:
Согласно диаграмме, среди выводов есть несколько верных.
1. Большинство опрошенных семиклассников предпочитают в конфликтных ситуациях не участвовать.
Действительно, 24% опрошенных избегают конфликтов.
2. Опрошенным семиклассникам свойственно скорее приспосабливаться, чем настаивать на своём и открыто конфликтовать.
И этот вывод верен. Приспосабливаться склонны 21%, против 17% семиклассников, которые готовы соперничать в конфликте.
3. Для участников опроса предпочтительными считаются стратегии, связанные с соперничеством.
Нет, согласно диаграмме только 17% из 100% готовы к открытой конфронтации в споре.
4. Самой популярной среди опрошенных семиклассников является стратегия сотрудничества.
Этот вывод неверный, 18% готовы в конфликте сотрудничать, тогда как избегают конфликтов 24% опрошенных семиклассников.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Назовите основные стадии развития конфликта. Приведите примеры.
Ответ:
1. Возникновение конфликта. Два друзья обсуждают политические взгляды и одному из них неприятно слышать, что другой высказывает мнение, с которым он не согласен.
2. Осознание конфликта. Оба друга осознают, что у них есть разногласия и недопонимание в отношении политических взглядов.
3. Проявление конфликтного поведения. Оба друга начинают приводить аргументы и доводы в пользу своих политических взглядов, пытаясь убедить друг друга в своей правоте.
4. Углубление конфликта. Спор между друзьями становится более напряженным, они начинают говорить грубо и повышать голос.
5. Разрешение конфликта. Один из друзей осознает, что его мнение не является единственно верным, и соглашается с точкой зрения другого друга. Они достигают компромисса, решая не обсуждать политические темы, чтобы сохранить свои отношения.
Задание №2
Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них можно считать самой лучшей? Почему?
Ответ:
- Избегание
- Сотрудничество
- Приспособление
- Компромисс
- Соперничество
Самой лучшей стратегией поведения в конфликте можно считать сотрудничество. Эта стратегия предполагает поиск взаимовыгодного решения проблемы, учет интересов обеих сторон и работу в команде. Сотрудничество позволяет сохранить отношения между участниками конфликта и добиться наиболее эффективного решения проблемы.
Задание №3
Чем полезен в разрешении конфликта посредник?
Ответ:
Посредник − это сторонний, не втянутый в конфликт участник, не представляющий интересов ни одной из сторон. Ему проще увидеть истинные причины конфликта, предложить возможное решение и установить контакт с каждым из участников. Практика посредничества часто используется в конфликтах между государствами. К ней так же прибегают в межличностных конфликтах.
Выполняем задания
Задание №1
Перед вами ряд слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Расположите все слова на шкале таким образом, чтобы ближе всего к слову «конфликт» были помещены слова, более точно соответствующие данному понятию. Имейте в виду, что на одной позиции могут помещаться несколько слов (задание выполняется в тетради).
Диспут, стычка, раздор, перебранка, столкновение, распря, брань, размолвка, сражение, несогласие, дискуссия, развал, скандал, неполадки, разногласия, ссора, нелады, схватка, перепалка, спор, потасовка.
При обработке результатов слово, находящееся на 1−м месте, получает 10 баллов, на 2−м − 9 баллов и т. д. до 11−й позиции.
Ответ:
Конфликт
↓
1) Стычка, потасовка.
2) Сражение, схватка, столкновение.
3) Брань.
4) Скандал.
5) Перебранка, перепалка.
6) Ссора, распря.
7) Размолвка, раздор.
8) Диспут, спор.
9) Дискуссия.
10) Нелады, развал, неполадки.
11) Несогласие, разногласия.
Задание №2
Поразмышляйте и предложите варианты разрешения конфликтных ситуаций:
− два ученика хотят сидеть на одном и том же месте в классе;
− как пригласить на день рождения приятелей (не обидев никого из них), если они недавно поссорились и ни за что не хотят мириться.
Ответ:
- В случае с двумя учениками, которые хотят сидеть на одном и том же месте в классе, можно предложить им поочередно занимать это место. Например, они могут договориться, что один будет сидеть там на одном уроке, а другой - на другом. Таким образом, они смогут поделить место и избежать конфликта.
- В случае с приглашением на день рождения приятелей, которые недавно поссорились и не хотят мириться, можно предложить им разделить время. Например, им можно предложить прийти на разные части дня рождения. Таким образом, каждый из приятелей сможет быть приглашенным на день рождения, не обижая никого из них и не заставляя их встречаться.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Используя материалы Интернета, подготовьте презентацию «Как вести себя в конфликтной ситуации». Продемонстрируйте её в классе.
Ответ:
Слайд 1
Если в диалоге завязался спор и вы понимаете, что начинается конфликт − сохраняйте спокойствие. Эмоциональная сдержанность позволит сохранить отношения со второй стороной. Попробуйте избежать конфликта, если вопрос не представляет из себя принципиальной ценности.
Слайд 2
Если конфликт все−таки разгорелся, высказывайте свое мнение аккуратно, не перебивайте собеседника. Важно уметь услышать мнение другого человека.
Слайд 3
Не оскорбляйте и не обвиняйте других участников спора. Это может усугубить ситуацию. Даже после разрешения конфликта обида за грубые слова может остаться.
Слайд 4
Постарайтесь понять, какую мысль пытается до вас донести второй участник конфликта. Попробуйте поставить себя на место этого человека, чтобы взглянуть на ситуацию с другой стороны.
Слайд 5
Оставайтесь открытым к диалогу, чтобы обсудить проблему и решить ее. Не уходите и не молчите, будьте искренним и честным, но спокойным и сдержанным.
Слайд 6
Попробуйте найти компромисс. Может ли в вашем споре быть нейтральное решение или решение выгодное для обоих сторон?
Слайд 7.
Если договориться самостоятельно не получилось − попробуйте найти посредника. Незаинтересованная сторона поможет рассудить кто из вас ближе к истине. Когда решение найдено – не забудьте извиниться перед собеседником и окружающими, которые стали свидетелями конфликта.