ГЛАВА III. Мы живем в обществе
§13. Как устроено общество
Задумаемся
Задание №1
Средневековый персидский учёный Авиценна утверждал: «В одиночестве человек не выжил бы. Всё то, в чём он нуждается, он получает лишь благодаря обществу». А современный человек также зависим от общества?
Ответ:
Общество предоставляет человеку необходимые ресурсы, услуги и поддержку для выживания и развития. Мы зависим от других людей, чтобы удовлетворить свои потребности, как материальные, так и эмоциональные. Общество также определяет наши ценности, нормы и поведение. Мы взаимодействуем с другими людьми, обмениваемся опытом и знаниями, и развиваемся благодаря этому. Поэтому, как и в прошлом, современный человек нуждается в обществе для своего существования и процветания.
Вспомним
Задание №1
Как были связаны занятия людей в древности с природными условиями? Чем характеризуются межличностные отношения? Как связаны биологическое и социальное в человеке?
Ответ:
Занятия людей в древности были тесно связаны с природными условиями. Например, в зонах сухого климата люди занимались скотоводством, в зонах умеренного климата − земледелием. В горных районах люди добывали руду, а в прибрежных зонах − ловили рыбу. Также народы, живущие в более суровых климатических условиях, больше занимались выживанием и приспособлением. А народы в местностях с мягким климатом, могли изучать искусство.
Межличностные отношения характеризуются взаимодействием и обменом между людьми. Они основываются на коммуникации, включающей в себя обмен информацией, эмоциями, идеями и т. д. Межличностные отношения могут быть различными: дружескими, родственными, профессиональными и т. д.
Биологическое и социальное в человеке связаны между собой. Биологические факторы, такие как генетика и физиология, влияют на поведение и развитие человека. В то же время, социальная среда, включая общество, культуру и образование, также оказывает сильное влияние на человека. Социальные факторы формируют ценности, нормы поведения и роли в обществе, а также определяют возможности и ограничения для каждого человека.
Вопрос (стр.110)
Задание №1
Вспомните, как преобразовали древние египтяне долину Нила.
Ответ:
Древние египтяне преобразовали долину Нила путем создания системы искусственного орошения. Они строили каналы и дамбы, чтобы контролировать уровень воды и распределить ее по полям. Это позволило им выращивать пищевые культуры на плодородных почвах долины Нила и обеспечивать себя продовольствием. Они также использовали систему полива для выращивания хлопка, льна и других растений, которые были необходимы для производства одежды и других товаров. Кроме того, древние египтяне использовали воду Нила для транспортировки товаров и кораблей с людьми по реке, что способствовало развитию торговли и обмену культурными ценностями. Преобразование долины Нила способствовало развитию древнеегипетской цивилизации и созданию мощного государства.
Рассмотрим изображения (стр.111)
Задание №1
На каждом изображении мы видим определённую группу людей. Назовите эти группы, укажите признак, лежащий в основе объединения каждой из этих групп.
Школьный оркестр − устойчивое объединение людей
Дети на спектакле
Школьники играют в волейбол
Скопление людей в ожидании поезда
Групповой портрет художников общества «Мир искусства». Б. М. Кустодиев
Бал у княгини Барятинской. Г. Г. Гагари
Ответ:
• На первой иллюстрации изображен школьный оркестр. Это группа людей, связанная любовью к музыке, навыками игры на музыкальном инструменте, имеющих музыкальный слух.
• На втором изображении мы видим детей на театральном спектакле. Это группа людей (в данном случае, группа не только детей, но и их родителей) связана интересом к культурным способам развлечения – посещениям театра.
• Мы видим игру в волейбол. Детей связывает активный образ жизни, любовь к спорту.
• На следующей картинке – люди в метро. Эта группа связана необходимостью перемещения по городу. У всех разные точки назначения, но они выбрали один вид транспорта.
• Следующая иллюстрация – репродукция портрета "Мир искусства" Б. М. Кустодиева. На нем изображены художники, принадлежащие к одному сообществу. Объединяет их талант, любовь к искусству, навык рисования.
• Последняя картина – "Бал у княгини Барятинской" Г. Г. Гагарина. На ней мы видим светское общество, танцующие пары. Эту группу людей связывает материальный достаток и социальный статус. (Среди гостей не бывало крестьян).
Рассмотрим схему (стр.112)
Задание №1
Приведите собственные примеры гармоничных отношений общества и природы.
Ответ:
- Люди, посещающие национальные парки − интерес к природе и бережное отношение к животным.
- Фермеры, заботящиеся о своих полях и животных − взаимодействие с природой для производства пищи.
- Волонтеры, участвующие в экологических акциях − забота о природе и ее сохранении.
Рассмотрим схему (стр.113)
Задание №1
Как связаны между собой основные сферы общества?
Ответ:
Между сферами общества образуются устойчивые связи – общественные отношения. Они основываются на основных потребностях людей:
- в общении с другими людьми,
- в самореализации, созерцании, гармонии,
- в законе и порядке, дисциплине,
- в материальных ценностях.
Основные сферы общества, такие как экономика, политика, социальная сфера и культура, тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Например, экономика определяет распределение ресурсов и создание благосостояния, что влияет на социальную сферу и уровень жизни людей. Политическая сфера определяет правила и законы, которые регулируют поведение людей и организаций в обществе. Культура влияет на ценности, нормы поведения и идеологию общества. Все эти сферы взаимодействуют друг с другом и влияют на развитие и функционирование общества в целом.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Перечислите основные признаки общества.
Ответ:
- Целостность
- Устойчивость
- Открытость
- Динамичность
- Своя культура
- Организованная социальная структура
- Общие ценности
Задание №2
Что такое общественные отношения?
Ответ:
Общественные отношения − это взаимодействие и взаимосвязь между людьми в обществе, которые определяются социальной структурой, ценностями, нормами и правилами поведения. Они включают в себя все виды взаимодействия − экономические, политические, культурные, образовательные и т. д.
Задание №3
Как связаны общество и природа?
Ответ:
Общество зависит от природных ресурсов для своего существования и развития. Природа предоставляет обществу пищу, воду, энергию и другие необходимые ресурсы. В то же время, общество воздействует на природу через свою экономическую деятельность, использование ресурсов и выбросы вредных веществ.
Одна из основных проблем, связанных с взаимодействием общества и природы, - это изменение климата. Выбросы парниковых газов от промышленности и транспорта приводят к глобальному потеплению и изменению климатических условий. Это может иметь серьезные последствия для общества, такие как повышение уровня моря, частые экстремальные погодные явления и ухудшение условий для сельского хозяйства.
Также общество оказывает влияние на биоразнообразие и экосистемы. Лесные вырубки, загрязнение водоемов и разрушение мест обитания животных и растений приводят к уменьшению биоразнообразия и нарушению экосистем. Это может привести к вымиранию видов и нарушению экологического равновесия.
Однако природа также оказывает влияние на общество. Естественные бедствия, такие как землетрясения, наводнения и ураганы, могут привести к гибели людей, разрушению инфраструктуры и экономическим потерям. Климатические изменения также могут сказаться на сельском хозяйстве и доступе к пище.
Поэтому важно обеспечить устойчивое взаимодействие между обществом и природой. Это включает в себя эффективное использование ресурсов, защиту экосистем и принятие мер по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к климатическим изменениям. Также необходимо развивать экологическое сознание и образование, чтобы люди понимали важность сохранения природы для будущих поколений.
Задание №4
Назовите и кратко охарактеризуйте основные сферы жизни общества.
Ответ:
Сферы жизни общества − это определённые области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.
Основные сферы:
- Экономика связана с производством, обменом и распределением материальных благ и услуг. В этой сфере люди занимаются созданием и управлением предприятий, разработкой и продажей товаров и услуг, а также обмениваются ресурсами.
- Политика связана с организацией государства, политическими институтами и процессами. В этой сфере люди формируют правительство, принимают политические решения, разрабатывают законы и устанавливают порядок в обществе.
- Социальные отношения связаны с классами и социальными группами, этническими и национальными сообществами, семьей, образованием, медициной и социальной защитой. В этой сфере люди формируют отношения друг с другом, получают образование и медицинскую помощь, а также обеспечивают свою социальную защиту.
- Духовность связана с нравственностью, наукой, религией, искусством и культурой. В этой сфере люди развивают свои духовные потребности, занимаются научными исследованиями, исповедуют религиозные убеждения, творят искусство и развивают культуру. Эта сфера позволяет людям расширять свои знания, выражать свои чувства и создавать ценности для общества.
Выполняем задания
Задание №1
Обоснуйте или опровергните суждение: «Общество — это не просто совокупность людей, это совокупность общественных связей».
Ответ:
Общество включает в себя множество общественных связей, которые формируются на основе социальных, экономических, политических и культурных факторов. Эти связи определяют отношения между людьми, их взаимодействие, а также формируют институты и организации, которые регулируют жизнь общества. Без этих связей общество не могло бы функционировать и развиваться. Поэтому можно сказать, что общество — это в первую очередь совокупность общественных связей, а не просто людей.
Задание №2
Распределите приведённые ниже примеры по группам общественных отношений. Ответ запишите в таблицу (в тетради). Устно объясните свой выбор.
Примеры: работники одного предприятия, выпускающего автомобили; работники разных предприятий, выпускающих автомобили; музыканты в оркестре; музыкальный конкурс исполнителей−виртуозов; спортсмены, выступающие на соревнованиях за свою страну; спортсмены, выступающие в одном виде спорта.
Сотрудничество | Соперничество |
Ответ:
Сотрудничество | Соперничество |
Работники одного предприятия, выпускающего автомобили; музыканты в оркестре; спортсмены, выступающие на соревнованиях за свою страну. | Работники разных предприятий, выпускающих автомобили; музыкальный конкурс исполнителей−виртуозов; спортсмены, выступающие в одном виде спорта. |
Люди, прикладывающие усилия для достижения общего результата – сотрудничают. У них одна цель, они сплоченно выполняют действия для ее достижения.
Суть соперничества в том, что разные группы преследуют одну и ту же цель без возможности объединиться, они конкурируют, каждый хочет быть первым на соревновании, но победитель может быть только один.
Задание №3
Составьте сложный план к разделу «Общественные отношения». Выделите основные типы отношений в обществе. Подберите примеры таких отношений из истории, литературы, окружающей жизни.
Ответ:
План
I. Введение.
• Общество как объединение людей.
• Устойчивые связи и общественные отношения.
II. Основные типы общественных отношений.
1. Соперничество и сотрудничество.
2. Экономические отношения.
3. Политические отношения.
4. Социальные отношения.
5. Духовные отношения.
III. Заключение.
Взаимосвязь различных типов общественных отношений.
Общественные отношения
Типы отношений | Сотрудничество | Соперничество |
Социальные | • Личные отношения (друзья, родители и дети, Ромео и Джульетта) | • Личные отношения (знакомые, которые не нравятся друг другу, Монтекки и Капулетти) |
• Деловые отношения (преподаватель и ученик, врач и пациент, страны Антанты в Первой мировой войне) | • Деловые отношения (сотрудники конкурирующих фирм, участники гладиаторских поединков) | |
Экономические | • Личные отношения (родители, которые совместно ведут бюджет семьи, экономят) | • Личные отношения (тетушки, каждая из которых старается сделать более дорогой подарок племяннику) |
• Деловые отношения (работодатель и сотрудник, Китай, где находятся заводы по производству iPhone, и США, владеющая брендом) | • Деловые отношения (автомобилестроительные заводы разных брендов, конкурирующие страны – поставщики кофе) | |
Политические | • Личные отношения (друзья, состоящие в одной политической партии, эко активисты, которые подружились на почве общих взглядов) | • Личные отношения (члены семьи, придерживающиеся разных мнений о конкретной политике) |
• Деловые отношения (ответчик и его адвокат в суде) | • Деловые отношения (кандидаты на пост президента, депутат, предложивший новый закон и те, кто проголосовал против) | |
Духовные | • Личные отношения (браки между мусульманами и христианами, главный герой фильма "Аватар" − Джейк Салли, примкнувший к противнику по соображениям совести) | • Личные отношения (Подруги, предпочитающие разные стили музыки, Берлиоз и Бездомный из "Мастера и Маргариты" Булгакова, спорящие о религии) |
• Деловые отношения (художественный руководитель и артисты театра, коллаборации известных брендов с современными художниками, например, Reebok и Покрас Лампас) | • Деловые отношения (картинные галереи, желающие выкупить одно и то же произведение искусства, Попов и Маркони, которые изобрели радио практически одновременно) |
Задание №4
Проанализируйте высказывания. С какими из них вы согласны, а с какими хотели бы поспорить?
• Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В. Г. Белинский, русский литературный критик)
• Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель, немецкий учёный и публицист)
• Правда и свобода − вот столпы общества. (Г. Ибсен, норвежский драматург)
Ответ:
- Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В. Г. Белинский, русский литературный критик)
Я согласен, что новые идеи и концепции играют важную роль в формировании общественных отношений и определяют направление развития общества. Они могут вдохновлять людей на действия и изменения, а также объединять их вокруг общих целей и ценностей. Слова − пустые обещания, если за ними не стоит идеи.
- Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель, немецкий учёный и публицист)
Общество состоит из отдельных индивидов, и их качества и поведение определяют состояние и характер общества. Если люди в обществе не стремятся к развитию, справедливости и гуманности, то общество будет таким же, как отдельные его представители.
- Правда и свобода − вот столпы общества. (Г. Ибсен, норвежский драматург)
Правда и свобода действительно являются важными ценностями для общества, они не являются единственными столпами. Для устойчивого функционирования общества также необходимы справедливость, равенство, уважение к правам и интересам каждого члена общества. Эти ценности взаимосвязаны и вместе образуют основу для развития гармоничного и справедливого общества.
Я согласен с двумя высказываниями из трех.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Подберите иллюстрации к высказыванию философа Сенеки: «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Организуйте выставку работ.
Ответ:
Выставка фоторабот
"Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого". Сенека