§3. Отрочество - особая пора жизни

Задумаемся

Задание №1

В чём проявляются особенности поведения подростков? Что провоцирует отдельные асоциальные проявления подростков?

Ответ:

Особенности поведения подростков проявляются в их стремлении к самостоятельности, поиске своего места в обществе, формировании своей личности. Они часто проявляют непоследовательность в поведении, имеют склонность к риску и экспериментам, а также могут быть более эмоциональными и импульсивными. Отдельные асоциальные проявления подростков могут быть провоцированы такими факторами как отсутствие поддержки и внимания со стороны взрослых, негативное окружение или влияние сверстников, низкий уровень социальной адаптации.

Вспомним

Задание №1

Какие качества присущи личности? Что такое индивидуальность и в чём она выражается?

Ответ:

К качествам, присущим личности, можно отнести такие характеристики, как интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, ответственность, творческий потенциал, моральные ценности и другие. Индивидуальность - это особенности личности, которые делают ее уникальной и отличающейся от других. Она может выражаться в уникальных чертах характера, интересах, способностях, стиле мышления и поведения.

Рассмотрим изображение (стр.23)

Задание №1

Сколько поколений объединяет семья на фотографии? Представители какой возрастной группы на ней не представлены?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

На данной фотографии мы видим три поколения: молодое поколение, поколение людей среднего возраста и пожилых.
Это представители разных возрастных групп − младенчество, детство, молодость, зрелость и старость. Отрочество и юность не представлены на данной фотографии.

Рассмотрим ситуацию (стр.24)

Задание №1

Пожилая женщина с тяжёлой сумкой входит в метро. На сиденьях вольготно расположилась группа подростков, оживлённо переговаривающихся друг с другом. На предложение одной из пассажирок уступить место вошедшей женщине подростки заявили, что в транспорте все равны, а если трудно стоять, надо ехать на такси или вообще не выходить из дома.
Как поступили бы вы в такой ситуации? Если бы уступили место, то сделали бы это потому, что вы:
а) сочувствуете пожилым и понимаете, что многим из них уже трудно даются физические нагрузки;
б) уважаете пожилых и считаете, что они заслуживают внимания и поддержки;
в) боитесь осуждения со стороны других пассажиров.
Обсудите свой выбор в классе.

Ответ:

В такой ситуации каждый человек может поступить по-разному, в зависимости от своих ценностей и убеждений. Если бы я был в такой ситуации, то вероятно бы уступил место пожилой женщине. Это было бы обусловлено сочувствием к пожилым людям и пониманием, что им может быть трудно стоять в транспорте. Также я бы уступил место из уважения к пожилым людям и потому, что считаю, что они заслуживают внимания и поддержки. Осуждение со стороны других пассажиров не должно быть решающим фактором в такой ситуации, так как важно поступать согласно своим убеждениям и нравственным принципам.

Рассмотрим изображение (стр.25)

Задание №1

Опишите героев картины. Как выглядит отрок? Назовите детали, свидетельствующие о том, чем он занимается. Как одет старец? Что в его облике говорит о том, что он монах? Когда происходит эта встреча? Что хотел подчеркнуть художник, нарисовав вдали церковь? Что вам известно о Сергии Радонежском?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяВидение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров.

Ответ:

На картине отрок изображен в белой рубахе с кнутом в руке. Это свидетельствует о том, что он пасет скот.

Старец одет в плащ и капюшон, что является типичной одеждой монахов. Это говорит о том, что он вероятно является монахом или духовным лицом.

На заднем плане изображена церковь, что может указывать на то, что эта встреча происходит возле монастыря или в церковном окружении.

Сергий Радонежский был выдающимся православным святым, основателем Троице-Сергиевой Лавры - одного из самых известных и почитаемых монастырей в России. Он был известен своей строгостью и стремлением к духовной жизни. Возможно, художник хотел подчеркнуть значение духовности и религии в этой картине, изображая церковь на заднем плане.

Рассмотрим диаграмму (стр.27)

Задание №1

Какой фактор особенно влияет на здоровье школьника? Что такое генетический фактор? Что в окружающей среде может отрицательно влиять на здоровье? Какой образ жизни положительно влияет на здоровье ребёнка?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

Образ жизни особенно влияет на здоровье школьника:

1. Питание. Регулярное и сбалансированное питание, включающее фрукты, овощи, злаки, белки и здоровые жиры, является важным для поддержания хорошего здоровья.

2. Физическая активность. Регулярные физические упражнения и активный образ жизни способствуют развитию сильных мышц и костей, улучшению сердечно-сосудистой системы и общему физическому состоянию.

3. Сон. Достаточный и качественный сон необходим для восстановления энергии, роста и развития.

4. Гигиена. Соблюдение гигиенических правил, таких как регулярное мытье рук, чистота окружающей среды и личной гигиены, помогает предотвратить распространение инфекций и болезней.

5. Психологическое благополучие. Поддержка эмоционального и психологического благополучия школьника, включая поддержку социальных связей, управление стрессом и развитие навыков решения проблем, способствует общему здоровью.

Генетический фактор - это наследственная информация, передаваемая от родителей к потомкам через гены. Он может влиять на различные аспекты здоровья школьника, такие как склонность к определенным болезням или физическим характеристикам.

В окружающей среде могут быть различные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье школьника, такие как загрязнение воздуха, пассивное курение, использование вредных химических веществ или продуктов питания с высоким содержанием сахара и жира.

Образ жизни, который положительно влияет на здоровье ребенка, включает правильное питание, регулярную физическую активность, достаточный сон, соблюдение гигиенических правил, поддержку эмоционального благополучия и избегание вредных привычек, таких как курение или употребление алкоголя или психотропных веществ.

Рассмотрим изображения (стр.28)

Задание №1

Какие виды физических нагрузок представлены на фото? Какой из этих видов можно считать наиболее полезным? Приведите примеры каждого вида нагрузок: статических, динамических, «взрывных».

Ответ:

ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская1) Динамическая нагрузка − движения, когда чередуется напряжение и расслабление разных групп мышц. Например, бег, подтягивания, махи руками, приседания.
2) Статическая нагрузка − длительное напряжение отдельных групп мышц. Например, долгое пребывание в одной позе, стояние в "планке".
3) Взрывная нагрузка − сильное и кратковременное напряжение мышц. Например, поднятие тяжестей, метание снарядов.
Наиболее полезным видом физической активности принято считать динамические нагрузки – ходьба, плавание и другие.

Рассмотрим изображение (стр.30)

Задание №1

Можно ли этого взрослого человека, который получил свою первую награду, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Какой образ жизни он ведёт? Поразмышляйте, каким он был в детстве. Можно ли определить черты характера этого человека, его качества по обстановке его комнаты? Серьёзное или саркастическое название дал художник своей картине?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСвежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. П. А. Федотов.

Ответ:

Мужчина на картине, несмотря на получение первого ордена, выглядит неряшливым и неаккуратным. Беспорядок и разбросанные вещи вокруг него указывают на то, что он не обращает должного внимания на порядок и чистоту своего окружения. Его нельзя назвать самостоятельным и дисциплинированным человеком. Изображение мужчины в халате и босиком может указывать на его небрежный образ жизни. Возможно, он не следит за своим внешним видом и не придает значения уходу за собой.

Художник П. А. Федотов дал своей картине саркастическое название "Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик". Это название подразумевает ироническое отношение к герою и его поведению. Возможно, художник хотел показать, что получение ордена не делает человека автоматически дисциплинированным и аккуратным.

Вопрос (стр.32)

Задание №1

Шестиклассник Егор, рассказывая о своей школе, употребляет такие слова: инкубатор, столовка, училка, физра, русиш, матика, тройбан, лебединое озеро, контроха, домашка, музон, бабло и т. д. Переведите эти слова на нормальный русский язык. Имеет ли смысл употреблять слова, которые делают язык убогим, а человека, который их использует, характеризуют как ограниченного?

Ответ:

Все приведенные слова относятся к сленгу − варианту разговорной речи, имеющему в составе слова, не совпадающие с нормой литературного языка.

Инкубатор - школа или класс;
Столовка - столовая;
Училка - учительница;
Физра - физическая культура, урок физической активности;
Русиш - русский язык, урок русского языка;
Матика - математика, урок математики;
Тройбан - тройка (оценка);
Лебединое озеро - двойка (оценка);
Контроха - контрольная работа;
Домашка - домашнее задание;
Музон - музыка, песни;
Бабло - деньги.

Употребление таких слов может быть характерно для школьников. Однако, постепенно им следует учиться использовать более стандартные и точные слова, чтобы развивать свою речь и языковые навыки. Употребление некоторых сленговых слов может сделать язык бедным и невыразительным, поэтому рекомендуется использовать более формальные и универсальные выражения. Оценка человека по его использованию определенных слов не может быть полностью точной, так как это может быть обусловлено его возрастом, окружением или другими факторами.

Рассмотрим ситуации (стр.33)

Задание №1

1. Это произошло на заброшенном карьере. Тринадцатилетняя Олеся Пушмина с друзьями пришла сюда загорать и купаться. Неподалёку от ребят дед учил восьмилетнего внука плавать. Вдруг девочка заметила, что мужчина исчез под водой, а мальчик из последних сил держится на поверхности. Не раздумывая, Олеся бросилась спасать мальчика. В её голове стучала только одна мысль: спасти ребёнка, не дать ему уйти под воду. Она подхватила мальчика одной рукой, а другой гребла к берегу. С большим трудом ей это удалось. Оставив ребёнка на берегу, Олеся бросилась вместе с подоспевшими друзьями спасать деда. Пришлось нырять несколько раз, но всё закончилось благополучно.
2. Ночью загорелся дом в станице Староминской. В доме находились двенадцатилетний Стас Слынько, его тётя и пятилетняя сестра. Мальчик проснулся от дыма и огня, треска горящей мебели и первым делом побежал в комнату, где спала маленькая сестрёнка. Вытащив её на улицу, Стас вернулся в дом и спас из горящего строения тётю. К месту пожара уже спешили спасатели. Профессиональные пожарные сказали, что мальчик действовал правильно, смело и точно. За спасение людей Стас Слынько был награждён медалью «За отвагу на пожаре».
Выскажите своё мнение: что побуждает совсем ещё юных граждан нашей страны совершать подвиги в мирной жизни?

Ответ:

Возможно, одной из главных причин подвигов является врожденная черта - стремление помогать и защищать других людей. Некоторые дети могут иметь сильное эмпатическое чувство и понимание нужд других людей, что побуждает их к действию.

Также важным фактором может быть воспитание и образец, который дети видят в своей семье или обществе. Если они видят, как их родители или другие взрослые люди совершают добрые поступки и помогают другим, то они могут почерпнуть вдохновение и смелость для совершения подвигов.

Другой возможной причиной может быть желание выделиться и быть признанным. Некоторые дети могут стремиться к похвале и признанию со стороны других людей, и совершение подвигов может быть способом достичь этой цели.

Кроме того, общественные ценности и идеалы, которые пропагандируются в обществе, могут оказывать влияние на детей и мотивировать их на совершение подвигов. Если в обществе ценятся доброта, смелость и героизм, то дети могут стремиться соответствовать этим ценностям.

В целом, совершение подвигов в мирной жизни юными гражданами может быть результатом различных факторов, включая врожденные качества, воспитание, желание выделиться и соответствовать общественным ценностям.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Что мы имеем в виду, когда говорим: «Эти люди принадлежат к одному поколению»? Почему надо уважать людей старшего поколения?

Ответ:

Когда говорим, что люди принадлежат к одному поколению, мы имеем в виду, что они родились и выросли в одно и то же время, обычно в пределах 20-30 лет. Уважение к людям старшего поколения важно, потому что они обладают опытом и мудростью, которые они могут передать молодым поколениям. Они также играют важную роль в сохранении и передаче культурных и исторических традиций.

Задание №2

Кого раньше называли отроком?

Ответ:

Раньше под отроком понимали юношу в переходном возрасте, примерно в возрасте от 7 до 14 лет.

Задание №3

Почему принято считать подростковый возраст переходным?

Ответ:

Подростковый возраст считается переходным, потому что в этот период происходят физические, психологические и социальные изменения. Подростки переживают переход от детства к зрелости и начинают формирование своей личности и самостоятельности.

Задание №4

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов жизни?

Ответ:

Наиболее заметными психологическими чертами подросткового возраста являются развитие интеллекта и эмоциональной сферы. Подростки также часто проходят через периоды бурных эмоций, поиска своего места в обществе и формирования своих ценностей и убеждений.

Задание №5

Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

Ответ:

Самостоятельность не всегда приносит пользу. В некоторых случаях подростки могут быть не готовы к принятию ответственности и принятию взрослых решений. Они могут совершать ошибки или попадать в опасные ситуации из-за недостаточного опыта и знаний. Однако, самостоятельность также является важным этапом развития и помогает подросткам стать независимыми и самоуправляемыми взрослыми. Важно найти баланс между поддержкой и руководством со стороны взрослых и доверием и свободой для самостоятельного принятия решений подростками.

Выполняем задания

Задание №1

Выберите высказывание, которое, по вашему мнению, характеризует подростка. Приведите примеры из собственной жизни. Сравните свой ответ с текстом учебника.
• Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
• Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.

Ответ:

Второе высказывание полностью характеризует подростков: "Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать."
Примеры:
- В один день я могу быть веселым и общительным, а на следующий день настроение у меня может сильно ухудшиться и я стану молчаливым и замкнутым.
- Я могу не соглашаться с мнением взрослых и начинать спорить, даже если у меня нет достаточных аргументов.
- Иногда подросток может выражать свои желания и требования через капризы, например, отказываться делать то, что ему не нравится или требовать особого внимания и заботы.

Задание №2

Выскажите своё мнение: нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?

Ответ:

Обучение стирать, готовить еду и ухаживать за младенцами является важным и полезным навыком для всех людей, независимо от пола. Эти навыки помогут быть самостоятельными и ответственными в будущем. Умение стирать и готовить еду не только разгрузит родителей от дополнительных обязанностей, но и позволит мальчикам быть независимыми и уметь заботиться о себе. Это также поможет им развивать творческое мышление и самодисциплину.

Умение ухаживать за младенцами также является важным навыком, который может пригодиться в будущем. Каждый человек может оказаться в ситуации, когда ему потребуется ухаживать за ребенком. Приобретение этих навыков поможет мальчикам быть более ответственными и заботливыми.

Важно помнить, что обучение этих навыков должно быть основано на возрастных особенностях и интересах ребенка. Детям следует давать возможность учиться и развиваться в соответствии с их способностями и желаниями, а не просто навязывать им определенные роли или стереотипы.

Задание №3

Запишите на листе бумаги всё, о чём вы мечтаете. Проанализируйте список и оцените свои мечты: какие желания имеют для вас преобладающее значение — материальные приобретения (модные вещи, ценности); отдых, туризм, путешествия; развлечения, встречи с друзьями и интересными взрослыми; учёба, работа?

Ответ:

Я составил таблицу со своими мечтами и их приоритетом, где 1 – самая важная мечта, а 3 − бытовая, не обязательная.

Мечта  Приоритет
Квадракоптер  3
Хоккейная клюшка 3
Поездка на море 1
Ноутбук 2
Электросамокат 2
Побольше друзей 1
Счастливые родители 1
Хомячка  1
Закончить год без троек 2
Стать врачом 1

Материальные блага для меня не так важны, как духовные.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Подберите информацию и подготовьте сообщения по темам: «Что мне нравится в поколении моих родителей», «Что я знаю о поколении моих бабушек и дедушек».

Ответ:

Сообщение на тему "Что мне нравится в поколении моих родителей"

Мне нравится в поколении моих родителей их открытость для новых идей и готовность принимать перемены. Они не боятся экспериментировать и искать новые способы решения проблем. Мои родители также очень целеустремленные и настойчивые. Они всегда ставят перед собой высокие цели и не останавливаются на достигнутом. Это вдохновляет меня и побуждает стремиться к успеху. Кроме того, мои родители очень заботливые и любящие. Они всегда поддерживают меня и помогают в трудных ситуациях. Я очень благодарен им за это.

Сообщение на тему "Что я знаю о поколении моих бабушек и дедушек":

Я знаю, что поколение моих бабушек и дедушек жило в другое время, когда были свои особенности и ценности. Мои бабушка и дедушка были октябрятами и пионерами, прилежно учились, их поколение изобрело первые ЭВМ – электронно−вычислительные машины.
Они застали ужасную катастрофу на Чернобыльской АЭС и видели, как меняется наша страна.
Они были свидетелями многих исторических событий и смогли передать свой жизненный опыт следующим поколениям. Они росли в трудные времена, но при этом они всегда оставались людьми с большим сердцем и готовыми помочь другим.
Они очень ценят семейные ценности и всегда подчеркивают важность семьи. Мои бабушки и дедушки также очень трудолюбивые и умелые. Они умеют делать много полезных вещей своими руками, такие как шить, вязать или садить огород. Я уважаю их за их опыт и мудрость, которые они передают мне.

Задание №2

Найдите информацию о подвигах подростков — участников Великой Отечественной войны, подготовьте сообщение и презентацию.

Ответ:

Слайд 1: Подвиг подростков в Великой Отечественной войне
В ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны дети, как и взрослые, шли с мужеством и отвагой в атаку. Дети внесли огромный вклад в победу страны.
Слайд 2: Валя Котик
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 3:
Осенью 1941, Котик с близкими товарищами организовал засаду полицаям города Шепетовка. В ходе операции мальчику удалось ликвидировать главу полицаев, швырнув под его автомобиль боевую гранату.
В начале 1942 года меленький диверсант примкнул к отряду советских партизан, которые сражались в глубоком тылу врага.
В августе 1943 года Валя был принят в группу имени Устима Кармелюка под управлением лейтенанта Ивана Музалева.
Известный подвиг молодой боец совершил в октябре 1943 года. Обнаружил хорошо спрятанный телефонный кабель, находившийся под землей, крайне важный для немцев. Это сыграло важную роль в освобождении польской столицы.
Слайд 4: Вилор Чекмак
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 5:
10 ноября 1941 года находился на посту, прикрывая своих собратьев. Немцы начали окружать партизанский отряд, и Вилор первым их заметил. Парень произвел выстрел из ракетницы, предупреждая своих товарищей о враге, но также привлек к себе внимание отряда нацистов. Понимая, что ему уже не уйти, он решил открыть огонь по немцам. Парень сражался до последнего выстрела и не сдался. Он, как герой, кинулся на врага со взрывчаткой, подорвал себя и немцев.
За свои достижения он получил посмертную медаль "За боевые заслуги" и медаль "За Оборону Севастополя".
Слайд 6: Аркадий Каманин
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 7:
В 15 лет парень был удостоен награды «Орден Красной Звезды». Эту награду он получил за помощь пилоту самолета Ил−2, потерпевшего крушение на нейтральной полосе. Если бы Аркадий не вмешался, пилот бы погиб. Затем Аркадий получил еще один орден Красной Звезды, а после и орден "Красного Знамени". Благодаря его успехам в небе, Красная Армия установила красный флаг в оккупированном Будапеште и Вене.
Слайд 8: Марат Казей
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 9:
Первый подвиг совершил в январе 1943 г. Шла перестрелка, его ранили, но он все равно поднял своих товарищей и повел в бой. Находясь в окружении, отряд под командованием Марата прорвался сквозь кольцо. За этот подвиг парня наградили медалью "За отвагу". Позже дали медаль "Партизану Отечественной войны" второй степени.
Погиб Марат вместе со своим командиром в мае 1944 года. Когда патроны закончились, Марат кинул гранату во врагов, а ещё одной подорвал себя, чтобы не попасть в плен.