§3. Отрочество - особая пора жизни
Задумаемся
Задание №1
В чём проявляются особенности поведения подростков? Что провоцирует отдельные асоциальные проявления подростков?
Ответ:
Особенности поведения подростков проявляются в их стремлении к самостоятельности, поиске своего места в обществе, формировании своей личности. Они часто проявляют непоследовательность в поведении, имеют склонность к риску и экспериментам, а также могут быть более эмоциональными и импульсивными. Отдельные асоциальные проявления подростков могут быть провоцированы такими факторами как отсутствие поддержки и внимания со стороны взрослых, негативное окружение или влияние сверстников, низкий уровень социальной адаптации.
Вспомним
Задание №1
Какие качества присущи личности? Что такое индивидуальность и в чём она выражается?
Ответ:
К качествам, присущим личности, можно отнести такие характеристики, как интеллектуальные способности, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, ответственность, творческий потенциал, моральные ценности и другие. Индивидуальность - это особенности личности, которые делают ее уникальной и отличающейся от других. Она может выражаться в уникальных чертах характера, интересах, способностях, стиле мышления и поведения.
Рассмотрим изображение (стр.23)
Задание №1
Сколько поколений объединяет семья на фотографии? Представители какой возрастной группы на ней не представлены?
Ответ:
На данной фотографии мы видим три поколения: молодое поколение, поколение людей среднего возраста и пожилых.
Это представители разных возрастных групп − младенчество, детство, молодость, зрелость и старость. Отрочество и юность не представлены на данной фотографии.
Рассмотрим ситуацию (стр.24)
Задание №1
Пожилая женщина с тяжёлой сумкой входит в метро. На сиденьях вольготно расположилась группа подростков, оживлённо переговаривающихся друг с другом. На предложение одной из пассажирок уступить место вошедшей женщине подростки заявили, что в транспорте все равны, а если трудно стоять, надо ехать на такси или вообще не выходить из дома.
Как поступили бы вы в такой ситуации? Если бы уступили место, то сделали бы это потому, что вы:
а) сочувствуете пожилым и понимаете, что многим из них уже трудно даются физические нагрузки;
б) уважаете пожилых и считаете, что они заслуживают внимания и поддержки;
в) боитесь осуждения со стороны других пассажиров.
Обсудите свой выбор в классе.
Ответ:
В такой ситуации каждый человек может поступить по-разному, в зависимости от своих ценностей и убеждений. Если бы я был в такой ситуации, то вероятно бы уступил место пожилой женщине. Это было бы обусловлено сочувствием к пожилым людям и пониманием, что им может быть трудно стоять в транспорте. Также я бы уступил место из уважения к пожилым людям и потому, что считаю, что они заслуживают внимания и поддержки. Осуждение со стороны других пассажиров не должно быть решающим фактором в такой ситуации, так как важно поступать согласно своим убеждениям и нравственным принципам.
Рассмотрим изображение (стр.25)
Задание №1
Опишите героев картины. Как выглядит отрок? Назовите детали, свидетельствующие о том, чем он занимается. Как одет старец? Что в его облике говорит о том, что он монах? Когда происходит эта встреча? Что хотел подчеркнуть художник, нарисовав вдали церковь? Что вам известно о Сергии Радонежском?
Видение отроку Варфоломею. М. В. Нестеров.
Ответ:
На картине отрок изображен в белой рубахе с кнутом в руке. Это свидетельствует о том, что он пасет скот.
Старец одет в плащ и капюшон, что является типичной одеждой монахов. Это говорит о том, что он вероятно является монахом или духовным лицом.
На заднем плане изображена церковь, что может указывать на то, что эта встреча происходит возле монастыря или в церковном окружении.
Сергий Радонежский был выдающимся православным святым, основателем Троице-Сергиевой Лавры - одного из самых известных и почитаемых монастырей в России. Он был известен своей строгостью и стремлением к духовной жизни. Возможно, художник хотел подчеркнуть значение духовности и религии в этой картине, изображая церковь на заднем плане.
Рассмотрим диаграмму (стр.27)
Задание №1
Какой фактор особенно влияет на здоровье школьника? Что такое генетический фактор? Что в окружающей среде может отрицательно влиять на здоровье? Какой образ жизни положительно влияет на здоровье ребёнка?
Ответ:
Образ жизни особенно влияет на здоровье школьника:
1. Питание. Регулярное и сбалансированное питание, включающее фрукты, овощи, злаки, белки и здоровые жиры, является важным для поддержания хорошего здоровья.
2. Физическая активность. Регулярные физические упражнения и активный образ жизни способствуют развитию сильных мышц и костей, улучшению сердечно-сосудистой системы и общему физическому состоянию.
3. Сон. Достаточный и качественный сон необходим для восстановления энергии, роста и развития.
4. Гигиена. Соблюдение гигиенических правил, таких как регулярное мытье рук, чистота окружающей среды и личной гигиены, помогает предотвратить распространение инфекций и болезней.
5. Психологическое благополучие. Поддержка эмоционального и психологического благополучия школьника, включая поддержку социальных связей, управление стрессом и развитие навыков решения проблем, способствует общему здоровью.
Генетический фактор - это наследственная информация, передаваемая от родителей к потомкам через гены. Он может влиять на различные аспекты здоровья школьника, такие как склонность к определенным болезням или физическим характеристикам.
В окружающей среде могут быть различные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье школьника, такие как загрязнение воздуха, пассивное курение, использование вредных химических веществ или продуктов питания с высоким содержанием сахара и жира.
Образ жизни, который положительно влияет на здоровье ребенка, включает правильное питание, регулярную физическую активность, достаточный сон, соблюдение гигиенических правил, поддержку эмоционального благополучия и избегание вредных привычек, таких как курение или употребление алкоголя или психотропных веществ.
Рассмотрим изображения (стр.28)
Задание №1
Какие виды физических нагрузок представлены на фото? Какой из этих видов можно считать наиболее полезным? Приведите примеры каждого вида нагрузок: статических, динамических, «взрывных».
Ответ:
1) Динамическая нагрузка − движения, когда чередуется напряжение и расслабление разных групп мышц. Например, бег, подтягивания, махи руками, приседания.
2) Статическая нагрузка − длительное напряжение отдельных групп мышц. Например, долгое пребывание в одной позе, стояние в "планке".
3) Взрывная нагрузка − сильное и кратковременное напряжение мышц. Например, поднятие тяжестей, метание снарядов.
Наиболее полезным видом физической активности принято считать динамические нагрузки – ходьба, плавание и другие.
Рассмотрим изображение (стр.30)
Задание №1
Можно ли этого взрослого человека, который получил свою первую награду, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Какой образ жизни он ведёт? Поразмышляйте, каким он был в детстве. Можно ли определить черты характера этого человека, его качества по обстановке его комнаты? Серьёзное или саркастическое название дал художник своей картине?
Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. П. А. Федотов.
Ответ:
Мужчина на картине, несмотря на получение первого ордена, выглядит неряшливым и неаккуратным. Беспорядок и разбросанные вещи вокруг него указывают на то, что он не обращает должного внимания на порядок и чистоту своего окружения. Его нельзя назвать самостоятельным и дисциплинированным человеком. Изображение мужчины в халате и босиком может указывать на его небрежный образ жизни. Возможно, он не следит за своим внешним видом и не придает значения уходу за собой.
Художник П. А. Федотов дал своей картине саркастическое название "Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик". Это название подразумевает ироническое отношение к герою и его поведению. Возможно, художник хотел показать, что получение ордена не делает человека автоматически дисциплинированным и аккуратным.
Вопрос (стр.32)
Задание №1
Шестиклассник Егор, рассказывая о своей школе, употребляет такие слова: инкубатор, столовка, училка, физра, русиш, матика, тройбан, лебединое озеро, контроха, домашка, музон, бабло и т. д. Переведите эти слова на нормальный русский язык. Имеет ли смысл употреблять слова, которые делают язык убогим, а человека, который их использует, характеризуют как ограниченного?
Ответ:
Все приведенные слова относятся к сленгу − варианту разговорной речи, имеющему в составе слова, не совпадающие с нормой литературного языка.
Инкубатор - школа или класс;
Столовка - столовая;
Училка - учительница;
Физра - физическая культура, урок физической активности;
Русиш - русский язык, урок русского языка;
Матика - математика, урок математики;
Тройбан - тройка (оценка);
Лебединое озеро - двойка (оценка);
Контроха - контрольная работа;
Домашка - домашнее задание;
Музон - музыка, песни;
Бабло - деньги.
Употребление таких слов может быть характерно для школьников. Однако, постепенно им следует учиться использовать более стандартные и точные слова, чтобы развивать свою речь и языковые навыки. Употребление некоторых сленговых слов может сделать язык бедным и невыразительным, поэтому рекомендуется использовать более формальные и универсальные выражения. Оценка человека по его использованию определенных слов не может быть полностью точной, так как это может быть обусловлено его возрастом, окружением или другими факторами.
Рассмотрим ситуации (стр.33)
Задание №1
1. Это произошло на заброшенном карьере. Тринадцатилетняя Олеся Пушмина с друзьями пришла сюда загорать и купаться. Неподалёку от ребят дед учил восьмилетнего внука плавать. Вдруг девочка заметила, что мужчина исчез под водой, а мальчик из последних сил держится на поверхности. Не раздумывая, Олеся бросилась спасать мальчика. В её голове стучала только одна мысль: спасти ребёнка, не дать ему уйти под воду. Она подхватила мальчика одной рукой, а другой гребла к берегу. С большим трудом ей это удалось. Оставив ребёнка на берегу, Олеся бросилась вместе с подоспевшими друзьями спасать деда. Пришлось нырять несколько раз, но всё закончилось благополучно.
2. Ночью загорелся дом в станице Староминской. В доме находились двенадцатилетний Стас Слынько, его тётя и пятилетняя сестра. Мальчик проснулся от дыма и огня, треска горящей мебели и первым делом побежал в комнату, где спала маленькая сестрёнка. Вытащив её на улицу, Стас вернулся в дом и спас из горящего строения тётю. К месту пожара уже спешили спасатели. Профессиональные пожарные сказали, что мальчик действовал правильно, смело и точно. За спасение людей Стас Слынько был награждён медалью «За отвагу на пожаре».
Выскажите своё мнение: что побуждает совсем ещё юных граждан нашей страны совершать подвиги в мирной жизни?
Ответ:
Возможно, одной из главных причин подвигов является врожденная черта - стремление помогать и защищать других людей. Некоторые дети могут иметь сильное эмпатическое чувство и понимание нужд других людей, что побуждает их к действию.
Также важным фактором может быть воспитание и образец, который дети видят в своей семье или обществе. Если они видят, как их родители или другие взрослые люди совершают добрые поступки и помогают другим, то они могут почерпнуть вдохновение и смелость для совершения подвигов.
Другой возможной причиной может быть желание выделиться и быть признанным. Некоторые дети могут стремиться к похвале и признанию со стороны других людей, и совершение подвигов может быть способом достичь этой цели.
Кроме того, общественные ценности и идеалы, которые пропагандируются в обществе, могут оказывать влияние на детей и мотивировать их на совершение подвигов. Если в обществе ценятся доброта, смелость и героизм, то дети могут стремиться соответствовать этим ценностям.
В целом, совершение подвигов в мирной жизни юными гражданами может быть результатом различных факторов, включая врожденные качества, воспитание, желание выделиться и соответствовать общественным ценностям.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что мы имеем в виду, когда говорим: «Эти люди принадлежат к одному поколению»? Почему надо уважать людей старшего поколения?
Ответ:
Когда говорим, что люди принадлежат к одному поколению, мы имеем в виду, что они родились и выросли в одно и то же время, обычно в пределах 20-30 лет. Уважение к людям старшего поколения важно, потому что они обладают опытом и мудростью, которые они могут передать молодым поколениям. Они также играют важную роль в сохранении и передаче культурных и исторических традиций.
Задание №2
Кого раньше называли отроком?
Ответ:
Раньше под отроком понимали юношу в переходном возрасте, примерно в возрасте от 7 до 14 лет.
Задание №3
Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Ответ:
Подростковый возраст считается переходным, потому что в этот период происходят физические, психологические и социальные изменения. Подростки переживают переход от детства к зрелости и начинают формирование своей личности и самостоятельности.
Задание №4
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов жизни?
Ответ:
Наиболее заметными психологическими чертами подросткового возраста являются развитие интеллекта и эмоциональной сферы. Подростки также часто проходят через периоды бурных эмоций, поиска своего места в обществе и формирования своих ценностей и убеждений.
Задание №5
Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
Ответ:
Самостоятельность не всегда приносит пользу. В некоторых случаях подростки могут быть не готовы к принятию ответственности и принятию взрослых решений. Они могут совершать ошибки или попадать в опасные ситуации из-за недостаточного опыта и знаний. Однако, самостоятельность также является важным этапом развития и помогает подросткам стать независимыми и самоуправляемыми взрослыми. Важно найти баланс между поддержкой и руководством со стороны взрослых и доверием и свободой для самостоятельного принятия решений подростками.
Выполняем задания
Задание №1
Выберите высказывание, которое, по вашему мнению, характеризует подростка. Приведите примеры из собственной жизни. Сравните свой ответ с текстом учебника.
• Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
• Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.
Ответ:
Второе высказывание полностью характеризует подростков: "Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать."
Примеры:
- В один день я могу быть веселым и общительным, а на следующий день настроение у меня может сильно ухудшиться и я стану молчаливым и замкнутым.
- Я могу не соглашаться с мнением взрослых и начинать спорить, даже если у меня нет достаточных аргументов.
- Иногда подросток может выражать свои желания и требования через капризы, например, отказываться делать то, что ему не нравится или требовать особого внимания и заботы.
Задание №2
Выскажите своё мнение: нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Ответ:
Обучение стирать, готовить еду и ухаживать за младенцами является важным и полезным навыком для всех людей, независимо от пола. Эти навыки помогут быть самостоятельными и ответственными в будущем. Умение стирать и готовить еду не только разгрузит родителей от дополнительных обязанностей, но и позволит мальчикам быть независимыми и уметь заботиться о себе. Это также поможет им развивать творческое мышление и самодисциплину.
Умение ухаживать за младенцами также является важным навыком, который может пригодиться в будущем. Каждый человек может оказаться в ситуации, когда ему потребуется ухаживать за ребенком. Приобретение этих навыков поможет мальчикам быть более ответственными и заботливыми.
Важно помнить, что обучение этих навыков должно быть основано на возрастных особенностях и интересах ребенка. Детям следует давать возможность учиться и развиваться в соответствии с их способностями и желаниями, а не просто навязывать им определенные роли или стереотипы.
Задание №3
Запишите на листе бумаги всё, о чём вы мечтаете. Проанализируйте список и оцените свои мечты: какие желания имеют для вас преобладающее значение — материальные приобретения (модные вещи, ценности); отдых, туризм, путешествия; развлечения, встречи с друзьями и интересными взрослыми; учёба, работа?
Ответ:
Я составил таблицу со своими мечтами и их приоритетом, где 1 – самая важная мечта, а 3 − бытовая, не обязательная.
Мечта | Приоритет |
Квадракоптер | 3 |
Хоккейная клюшка | 3 |
Поездка на море | 1 |
Ноутбук | 2 |
Электросамокат | 2 |
Побольше друзей | 1 |
Счастливые родители | 1 |
Хомячка | 1 |
Закончить год без троек | 2 |
Стать врачом | 1 |
Материальные блага для меня не так важны, как духовные.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Подберите информацию и подготовьте сообщения по темам: «Что мне нравится в поколении моих родителей», «Что я знаю о поколении моих бабушек и дедушек».
Ответ:
Сообщение на тему "Что мне нравится в поколении моих родителей"
Мне нравится в поколении моих родителей их открытость для новых идей и готовность принимать перемены. Они не боятся экспериментировать и искать новые способы решения проблем. Мои родители также очень целеустремленные и настойчивые. Они всегда ставят перед собой высокие цели и не останавливаются на достигнутом. Это вдохновляет меня и побуждает стремиться к успеху. Кроме того, мои родители очень заботливые и любящие. Они всегда поддерживают меня и помогают в трудных ситуациях. Я очень благодарен им за это.
Сообщение на тему "Что я знаю о поколении моих бабушек и дедушек":
Я знаю, что поколение моих бабушек и дедушек жило в другое время, когда были свои особенности и ценности. Мои бабушка и дедушка были октябрятами и пионерами, прилежно учились, их поколение изобрело первые ЭВМ – электронно−вычислительные машины.
Они застали ужасную катастрофу на Чернобыльской АЭС и видели, как меняется наша страна.
Они были свидетелями многих исторических событий и смогли передать свой жизненный опыт следующим поколениям. Они росли в трудные времена, но при этом они всегда оставались людьми с большим сердцем и готовыми помочь другим.
Они очень ценят семейные ценности и всегда подчеркивают важность семьи. Мои бабушки и дедушки также очень трудолюбивые и умелые. Они умеют делать много полезных вещей своими руками, такие как шить, вязать или садить огород. Я уважаю их за их опыт и мудрость, которые они передают мне.
Задание №2
Найдите информацию о подвигах подростков — участников Великой Отечественной войны, подготовьте сообщение и презентацию.
Ответ:
Слайд 1: Подвиг подростков в Великой Отечественной войне
В ходе боевых действий во время Великой Отечественной войны дети, как и взрослые, шли с мужеством и отвагой в атаку. Дети внесли огромный вклад в победу страны.
Слайд 2: Валя Котик
Слайд 3:
Осенью 1941, Котик с близкими товарищами организовал засаду полицаям города Шепетовка. В ходе операции мальчику удалось ликвидировать главу полицаев, швырнув под его автомобиль боевую гранату.
В начале 1942 года меленький диверсант примкнул к отряду советских партизан, которые сражались в глубоком тылу врага.
В августе 1943 года Валя был принят в группу имени Устима Кармелюка под управлением лейтенанта Ивана Музалева.
Известный подвиг молодой боец совершил в октябре 1943 года. Обнаружил хорошо спрятанный телефонный кабель, находившийся под землей, крайне важный для немцев. Это сыграло важную роль в освобождении польской столицы.
Слайд 4: Вилор Чекмак
Слайд 5:
10 ноября 1941 года находился на посту, прикрывая своих собратьев. Немцы начали окружать партизанский отряд, и Вилор первым их заметил. Парень произвел выстрел из ракетницы, предупреждая своих товарищей о враге, но также привлек к себе внимание отряда нацистов. Понимая, что ему уже не уйти, он решил открыть огонь по немцам. Парень сражался до последнего выстрела и не сдался. Он, как герой, кинулся на врага со взрывчаткой, подорвал себя и немцев.
За свои достижения он получил посмертную медаль "За боевые заслуги" и медаль "За Оборону Севастополя".
Слайд 6: Аркадий Каманин
Слайд 7:
В 15 лет парень был удостоен награды «Орден Красной Звезды». Эту награду он получил за помощь пилоту самолета Ил−2, потерпевшего крушение на нейтральной полосе. Если бы Аркадий не вмешался, пилот бы погиб. Затем Аркадий получил еще один орден Красной Звезды, а после и орден "Красного Знамени". Благодаря его успехам в небе, Красная Армия установила красный флаг в оккупированном Будапеште и Вене.
Слайд 8: Марат Казей
Слайд 9:
Первый подвиг совершил в январе 1943 г. Шла перестрелка, его ранили, но он все равно поднял своих товарищей и повел в бой. Находясь в окружении, отряд под командованием Марата прорвался сквозь кольцо. За этот подвиг парня наградили медалью "За отвагу". Позже дали медаль "Партизану Отечественной войны" второй степени.
Погиб Марат вместе со своим командиром в мае 1944 года. Когда патроны закончились, Марат кинул гранату во врагов, а ещё одной подорвал себя, чтобы не попасть в плен.