§19. Развитие общества

Задумаемся

Задание №1

Средняя продолжительность жизни древнего человека не превышала 25 лет, сегодня этот показатель составляет 70—75 лет. Говорит ли это о прогрессе общества? Есть ли у прогресса «тёмные стороны»? Если вам повезло жить в экологически чистом месте, значит ли это, что ухудшение состояния природной среды вас не касается?

Ответ:

Средняя продолжительность жизни древнего человека и современного человека является одним из показателей прогресса общества. Увеличение продолжительности жизни свидетельствует о достижениях в медицине, гигиене, культуре питания, профилактике, осведомленности людей о своем здоровье и технических возможностях исследования и раннего выявления болезней.
Однако, прогресс также имеет свои "темные стороны". Увеличение продолжительности жизни может привести к перенаселению, деградации окружающей среды и исчерпанию ресурсов.
Важно понимать, что изменения в природной среде имеют глобальный характер и могут оказывать влияние на все регионы мира. Даже если вы живете в экологически чистом месте, вы все равно можете быть подвержены последствиям изменения климата, загрязнения воздуха и других экологических проблем. Поэтому, улучшение состояния природной среды должно быть приоритетом для всех, независимо от места проживания.

Вспомним

Задание №1

Как влияет общество на развитие человека?

Ответ:

Общество играет огромную роль в развитии человека. Оно формирует ценности, нормы поведения, культуру и образ жизни, которые оказывают влияние на личность человека. Общество также предоставляет различные возможности для обучения, работы, социальной поддержки и удовлетворению других потребностей, которые способствуют развитию личности.

Обратимся к фактам (стр.158)

Задание №1

В 20—30−е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд научных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1940−е гг. группа советских специалистов начала разрабатывать идею создания искусственного спутника, работать над проектом пилотируемого ракетного аппарата. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин. Затем состоялись групповые полёты, человек вышел в открытый космос, были созданы орбитальные станции.
Можно ли считать, что в ХХ в. произошло развитие такой отрасли, как космонавтика? Поясните свой ответ.
Какой период в истории освоения космоса может служить наиболее ярким примером прогресса в этой области? Почему вы так считаете?

Ответ:

Наиболее ярким периодом в истории освоения космоса можно считать 60−е годы 20 века. В это время произошли значительные достижения в данной области, человечество сделало огромный прорыв, отправив в космос первого космонавта, создав орбитальные станции. Именно в этот период были реализованы многие идеи, которые легли в основу современных космических технологий, став первым шагом в исследовании космоса.
Так что, да, развитие такой отрасли, как космонавтика произошло в ХХ в.

Вопрос (стр.158)

Задание №1

Побеседуйте с родителями, узнайте у них, каких современных технических средств для домашнего обихода не было в то время, когда они сами были подростками. Выясните их отношение к этим новшествам. Поразмышляйте над тем, как могла бы измениться ваша жизнь, если бы не было посудомоечных и стиральных машин, пылесосов, блендеров и т. д.

Ответ:

В детстве моих родителей не было мультиварок и робота−пылесоса, чайников, которые включались бы дистанционно, Яндекс станции и умного дома. Родители считают, что эти новшества очень удобные, экономят время, но и без них можно обойтись, при необходимости. Единственное, без чего отказался обходиться папа – жидкокристаллический телевизор с высоким качеством изображения. Говорит, что больше не хочет смотреть кино с "плохой картинкой".
Я думаю, что при отсутствии всех бытовых современных технических средств мы бы тратили на домашние дела гораздо больше времени. А значит, времени на прогулки, развлечения и спорт стало бы меньше. Наша жизнь могла стать скучнее и сложнее – школа, бытовые дела, домашние задания и все, ни времени, ни сил не осталось. Я рад, что живу во времена технического прогресса!

Рассмотрим изображения (стр.159)

Задание №1

В чём вы видите прогресс в развитии медицины? Что, на ваш взгляд, способствовало прогрессу в этой области?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяВрач. 1675 г. Санкт−Петербург. Эрмитаж. Г. Дау.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСовременные хирурги в операционной

Ответ:

Прогресс в развитии медицины можно увидеть во множестве аспектов. Ярким примером является разработка новейших эффективных лекарств и диагностических методов, которые позволяют выявить болезни рано и точно.
Я думаю, что прогресс медицины – следствие многолетних исследований, общего развития общества, науки и технологий. Государствами разных стран были созданы все необходимые условия для осуществления этого развития. Пусть и медленного, постепенного, но устойчивого.

Рассмотрим схему (стр.161)

Задание №1

Используя материал параграфа, объясните на примерах, как глобальные проблемы связаны между собой.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

Каждая глобальная проблема ведет к определенным последствиям. Глобальное потепление − самая яркая и ужасная проблема на сегодняшний день. Из−за этого явления тают ледники Антарктиды, средняя температура воды в Мировом океане снижается и меняются направления течений, из−за чего множество обитателей водного мира погибают. Также глобальное потепление повышает уровень мирового океана, а значит, в скором времени прибрежные города уйдут под воду и все население будет перемещаться в глубь материков. Это в свою очередь вызовет перенаселение из−за нехватки сухопутного пространства.
Эта проблема касается каждого, решение возможно только при объединении человечества ради общей цели и каждое последствие вытекает из одной, общей причины. Это признаки глобальной проблемы человечества.

Обратимся к фактам (стр.162-163)

Задание №1

К настоящему времени половина всех почв подверглась деградации (опустыниванию, заболачиванию и т. п.). К началу нынешнего века половина бывшей площади лесов на планете уже полностью уничтожена человеком.
К каким последствиям ведёт уничтожение лесов? Как, на ваш взгляд, связаны деградация земель и вырубка лесов?

Ответ:

Уничтожение лесов может привести к серьезнейшим последствиям для всего человечества:
• Изменение климата из−за большего количества углекислого газа в атмосфере. В норме деревья поглощают его излишки.
• Потеря биоразнообразия. Лес является домом для многих видов животных, птиц, насекомых и растений. Уничтожение лесов приводит к потере их мест обитания и вымиранию многих видов.
• Уменьшение количества пресной воды. Леса задерживают влагу и поддерживают баланс подземных вод. Массовая вырубка деревьев может привести к снижению их уровня и потере источников пресной воды.
• Эрозия почв. Деградация земель и вырубка лесов тесно связаны. Плотные насаждения деревьев сдерживают почву, предотвращая ее эрозию или опустынивание. Когда мы вырубаем деревья – почва остается без защиты от дождя и ветра, что приводит к снижению плодородности и деградации земель.

Обратимся к источнику (стр.164)

Задание №1

Из Уголовного кодекса Российской Федерации
Из статьи 261
1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти
часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок…
3. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до четырёх лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет или без такового
В первом и третьем разделах статьи говорится о таком преступлении, как уничтожение или повреждение лесных насаждений, однако наказание, предусмотренное в третьем разделе, значительно строже. Чем это объясняется?

Ответ:

В первом разделе статьи 261 уголовного кодекса РФ говорится о неосторожном обращении с огнем. Имеется ввиду, что по случайной вине человека началось возгорание, приведшее к уничтожению или повреждению лесных насаждений. В третьем разделе говорится об умышленном уничтожении лесных насаждений − поджоге. Неосторожность и злой умысел преследуются по закону с разной степенью суровости наказания.

Рассмотрим изображения (стр.165)

Задание №1

Что, на ваш взгляд, символизирует каждый из этих элементов? Найдите подтверждение своего мнения в дополнительных источниках информации.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяЭмблема ООН
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяЭмблема Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Ответ:

Эмблема ООН
На эмблеме изображен земной шар с материками, вокруг которого располагается оливковая ветвь, символизирующая мир – символ того, к чему стремится организация.
Эмблема Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца
Эта эмблема символизирует защиту раненых, больных и тех, кто за ними ухаживает, а также помощь в трудной ситуации.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Какие изменения в обществе говорят о его развитии? Приведите примеры развития различных сторон общественной жизни.

Ответ:

Устойчивые, закономерные, необратимые, от менее совершенного к более совершенному изменения в обществе называются развитием.

1. Экономическое развитие.
Рост ВВП, увеличение производства и экспорта товаров и услуг, развитие новых отраслей экономики, создание новых рабочих мест
2. Социальное развитие.
Улучшение качества жизни граждан, повышение уровня образования и здравоохранения, снижение уровня бедности и неравенства, укрепление социальной защиты и прав человека.
3. Духовное развитие.
Внедрение новых технологий и инноваций в различные сферы жизни, автоматизация процессов производства, развитие творческих индустрий и создание условий для самореализации личности, развитие возобновляемых источников энергии.
4. Политическое развитие.
Свободные и справедливые выборы, участие граждан в принятии решений и реализации политики − все это говорит о политическом развитии общества.

Задание №2

В чём выражается общественный прогресс?

Ответ:

Общественный прогресс − это процесс, направленный на улучшение качества жизни людей и развитие общества в целом. Он выражается в переходе общества от состояния дикости до цивилизации и технического прогресса, приспособлении к новым условиям и росте возможностей.

Задание №3

Сопоставьте два утверждения: а) «Все стороны общественной жизни постоянно развиваются»; б) «Общественная жизнь во всех её проявлениях охвачена общественным прогрессом». Какое из них вам представляется более верным? Почему?

Ответ:

Различные стороны жизни общества развиваются неравномерно. Прогресс в одной области может сочетаться с застоем или даже упадком (регрессом) в другой. Поэтому, утверждение а) кажется мне более верным – все сферы общественной жизни постоянно меняются, в разном темпе и с разной направленностью. А утверждение б) может быть обоснованно только в исторических масштабах. Оглянувшись назад, мы можем сказать, что в 20 веке "общественная жизнь во всех её проявлениях была охвачена общественным прогрессом". Но на сегодняшний день такой вывод сделать сложно, и это не будет объективно.
Я считаю более верным утверждение а).

Задание №4

Какие проблемы сегодня относятся к глобальным?

Ответ:

К глобальным проблемам на сегодняшний день можно отнести перспективу экологической катастрофы и глобальное потепление, возрастание разрыва в уровне развития между экономически развитыми и развивающимися странами (проблема "Север− Юг"), демографическую проблему (возрастающий прирост численности населения, перенаселение Земли), угрозу термоядерной войны, мировую продовольственную проблему (47 стран мира имеют высокий индекс голода среди населения, по состоянию на 2021 г.)

Задание №5

Почему для решения глобальных проблем требуются усилия всего человечества?

Ответ:

Глобальные проблемы не могут быть решены отдельными странами или людьми. Они требуют совместных усилий всего мирового сообщества. Это связано с тем, что глобальные проблемы имеют международный характер и затрагивают интересы всех стран и народов. Решение этих проблем требует координации действий, обмена опытом и ресурсами, а также согласования интересов и целей разных стран. Важно понимать, что человечество является единым организмом, и его благополучие зависит от сотрудничества и взаимопомощи всех его частей.

Выполняем задания

Задание №1

Общественный прогресс противоречив: продвижение в какой−либо сфере может приводить не только к положительным, но и к отрицательным последствиям. Завершите заполнение представленной ниже таблицы, заполнив свободные ячейки (в тетради).

Прогресс науки и технологий Положительные стороны Отрицательные последствия
Переход в сельском хозяйстве от ручных орудий труда к машинам  Повышение производительности труда  
Открытия в области ядерной физики   Создание ядерного оружия как средства массового поражения
Создание компьютерных технологий    
Использование роботов на производстве    Сокращение числа рабочих мест

Ответ:

Прогресс науки и технологий Положительные стороны Отрицательные последствия
Переход в сельском хозяйстве от ручных орудий труда к машинам  Повышение производительности труда Загрязнение воздуха, ухудшение состояния окружающей природной среды
Открытия в области ядерной физики Создание атомных электростанций, производство чистой энергии, не затрачивающее ресурсов и не влияющее на окружающую среду Создание ядерного оружия как средства массового поражения
Создание компьютерных технологий Обеспечение доступа к большому количеству информации, автоматизация и ускорение рабочих процессов Сокращение рабочих мест, уязвимость для кибератак, уменьшение личного контакта и коммуникации между людьми
Использование роботов на производстве  Увеличение производительности, уменьшение процента брака в производстве, сокращение затрат на предоставление рабочих мест  Сокращение числа рабочих мест

Задание №2

Один из проектов ООН предполагает предоставление денежной помощи бедным семьям в развивающихся странах. В обмен на это семья должна дать возможность своим детям учиться в школе, а не работать в поле или просить милостыню. Решению какой глобальной проблемы призвана помочь эта мера? Принесёт ли она, на ваш взгляд, реальную помощь?

Ответ:

Нам представлена проблема разрыва в уровне развития между развитыми и развивающимися странами и попытки ООН справиться с ней.
Проект ООН по предоставлению денежных средств бедным семьям в развивающихся странах может помочь в развитии экономики этих стран, так как увеличится количество специалистов, людей с высшим образованием. Следующее поколение будет иметь возможность более правильно и научно выбрать вектор развития страны. ООН делает большой вклад в развитие экономики таких стран, но без поддержки и вложений самих стран прогресс будет не таким заметным. Грамотный специалист хочет получить соответствующую оплату труда, поэтому мало дать гражданам образование, нужно еще дать им рабочие места по конкурентным условиям, чтобы они не уехали делать вклад в экономику соседней страны.
Развивающиеся страны должны создавать комфортные условия для привлечения специалистов, чтобы иметь перспективы развития.

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Многие защитники природы в нашей стране являются участниками экологического движения за раздельный сбор мусора. Опишите действия, которые могут предпринять участники этого движения. Придумайте несколько девизов, кратких ярких высказываний, которые показали бы людям разных возрастов значение такой сортировки твёрдых отходов.

Ответ:

Участники движения за раздельный сбор мусора могут:
• Создавать пошаговые инструкции по сортировке мусора с адресами ближайшего пункта приема сырья и размещать их на общественных урнах, мусоропроводах и баках с отходами.
• Создавать видеоролики, в которых объясняется как просто сортировать мусор без дискомфорта в повседневной жизни.
• Призывать людей устанавливать измельчитель отходов в раковины, чтобы избавится от пищевых разлагаемых отходов, не отправляя их на свалки.
• Открывать пункты приема перерабатываемого мусора, в обмен на купоны или вознаграждения.

Варианты лозунгов движения за раздельный сбор мусора:
1. "Сортировка мусора − забота о нашем будущем!"
2. "Каждый мусор имеет своё место − помоги ему найти его!"
3. "Сортировка мусора − маленький шаг к большой экологической перемене!"
4. "Лучше сортировать мусор, чем загрязнять нашу планету!"
5. "Сделайте выбор в пользу природы – сортируйте отходы!"