ГЛАВА II. Человек среди людей
§8. Общение
Задумаемся
Задание №1
В каждом классе есть ребята, с которыми не складываются отношения. Можно ли повлиять на эту ситуацию и как это сделать?
Ответ:
Да, можно повлиять на ситуацию и улучшить отношения с ребятами, с которыми не складывается. Важно начать с понимания и принятия других людей такими, какие они есть. Попробуйте найти общие интересы или хобби, которые могут стать основой для общения. Постарайтесь быть открытым и дружелюбным, проявлять интерес к мнению и чувствам других людей. Также стоит избегать конфликтных ситуаций и стремиться к взаимопониманию.
Вспомним
Задание №1
Может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с другими людьми? С помощью каких средств люди устанавливают контакты друг с другом?
Ответ:
Человек не может полностью обойтись без контактов с другими людьми, так как мы социальные существа и нуждаемся во взаимодействии. Контакты с другими людьми помогают нам развиваться, расти и находить поддержку. Средства установления контактов могут быть разными: личные встречи, разговоры, общение через социальные сети, телефонные звонки, электронная почта и т.д. Важно выбирать те средства коммуникации, которые наиболее удобны и эффективны для каждого человека.
Рассмотрим схему (стр.69)
Задание №1
Приведите примеры личных и деловых отношений.
Ответ:
Личные отношения - это отношения между людьми на личном уровне, основанные на эмоциональной связи и взаимопонимании. Примерами личных отношений могут быть дружба, романтические отношения, семейные отношения и т.д.
Деловые отношения - это отношения между людьми, основанные на профессиональном взаимодействии и достижении общих целей. Примерами деловых отношений могут быть отношения между коллегами на работе, бизнес-партнерство, клиент-поставщик и т.д. В деловых отношениях важно устанавливать взаимное доверие, сотрудничество и эффективное коммуникацию для достижения общих целей.
Рассмотрим изображения (стр.70)
Задание №1
Какие из фотографий запечатлели деловые отношения, а какие — личные? По каким признакам это можно определить?
Ответ:
1) Деловые отношения. Признаки: строгий стиль одежды и офисное помещение.
2) Личные отношения. Семья фотографируется на память.
3) Личные отношения. Мама с дочерью готовят пирожные.
4) Это могут быть как деловые отношения коллег, так и личная встреча друзей. В современном мире, где множество работодателей не настаивает на посещении офиса и дресс−коде, а искренние улыбки не обязательно предназначаются только семье, со стороны не всегда легко понять какие отношения связывают людей.
Рассмотрим схему (стр.72)
Задание №1
Какие результаты общения отражены на схеме? Дополните схему, опираясь на текст учебника.
Ответ:
Общение
Обмен информацией | Взаимопереживание | Взаимопонимание | Ритуальные действия | Общение |
Обучение, разговор о самочувствии, книгах или фильмах. | Делиться чувствами, эмоциями. | Налаживание контакта, отношений. | Поздороваться, пожелать приятного аппетита и т. д. | Само по себе общение и есть цель и результат. |
Рассмотрим изображения (стр.73)
Задание №1
Опишите выражение лиц, представленных на рисунке. Какое из них кажется вам наиболее приятным? Почему?
Ответ:
Выражения лиц
1) Сдержанное недовольство
2) Внимательность
3) Разочарование или усталость
4) Серьезность, деловитость
5) Счастье
6) Хитрость
7) Недоверие, сомнение
8) Разочарование
9) Удивление
10) Самодовольство
11) Решительность
12) Злость, гнев
Наиболее приятны лица, выражающие дружелюбные эмоции.
Обратимся к источнику (стр.75)
Задание №1
«Билль о правах родителей» (Э. Шостром)
Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке…
Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!
…Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!
…Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что−то из того, что мы делаем…
Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе вместо того, чтобы грести врозь.
Проанализируйте это обращение. Какие выводы можно из него сделать?
Ответ:
Из данного обращения можно сделать следующие выводы:
1. Родители признают, что они также нуждаются в помощи и поддержке от своих детей, и они ожидают, что их усилия и внимание будут цениться.
2. Родители просят детей иногда принимать их правила, даже если они не понимают их полностью. Они утверждают, что как взрослые, они иногда знают лучше.
3. Родители признают, что они также могут учиться и меняться под влиянием своих детей. Они призывают детей быть открытыми к тому, чтобы полюбить и принять некоторые аспекты того, что родители делают.
4. Родители указывают на то, что они также проходят через стадии развития, так же как и дети, и они надеются, что совместные усилия помогут им всем расти и развиваться вместе.
Рассмотрим ситуацию (стр.76)
Задание №1
Однажды в пригородном поезде повстречались две женщины. Они ехали вместе почти два часа. Одна из женщин всё время говорила, другая сказала лишь несколько слов и всё время слушала попутчицу, не перебивала, иногда кивала головой в знак согласия. «Давно мне не встречалась такая хорошая собеседница», — сказала первая женщина, прощаясь.
Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?
Ответ:
На мой взгляд, хороший собеседник должен обладать следующими качествами:
1. Внимательность: хороший собеседник должен проявлять интерес к тому, что говорит его собеседник, и быть готовым слушать его без перебивания или прерывания.
2. Эмпатия: хороший собеседник должен уметь поставить себя на место другого человека и понять его чувства и переживания.
3. Терпение: хороший собеседник должен быть готов выслушать своего собеседника до конца, даже если разговор занимает много времени или может быть непростым.
4. Умение задавать вопросы: хороший собеседник должен уметь задавать открытые вопросы, которые помогут раскрыть тему разговора и позволят собеседнику более полно выразить свои мысли и чувства.
5. Умение слушать активно: хороший собеседник должен активно слушать своего собеседника, проявлять свое внимание и интерес, а также подтверждать свое понимание и участие в разговоре через невербальные сигналы, такие как кивки головой или междометия.
6. Уважение: хороший собеседник должен уважать мнение и точку зрения своего собеседника, даже если они не согласны друг с другом.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что такое общение?
Ответ:
Общение − это передача информации, обмен мнениями между людьми. Общение может быть устным или письменным, формальным (в рамках работы) или неформальным (во время общения с друзьями). Общение является важной частью нашей жизни, так как позволяет устанавливать контакты с другими людьми, выражать свои мысли и чувства, получать знания, оказывать поддержку.
Задание №2
Зачем человеку нужно общение?
Ответ:
Общение – социальная потребность каждого человека. От ее удовлетворения может зависеть наше психологическое и даже физическое состояние.
Общение необходимо человеку, чтобы иметь возможность поделиться своими мыслями, эмоциями, опытом, получить информацию и новые знания. Общение так же развивает навыки коммуникации, анализа информации, ораторские способности и умение критически мыслить.
Задание №3
Почему говорят: «Глаза — зеркало души»?
Ответ:
Говорят "Глаза - зеркало души", потому что глаза часто отражают эмоции и состояние человека. Они могут выдать его настоящие чувства, даже если он пытается скрыть их. Глаза могут выражать радость, грусть, страх, удивление и другие эмоции, что делает их важным инструментом для чтения и понимания человека.
Задание №4
Что можно понять о человеке по выражению его лица, жестам, движениям? О каких чувствах можно догадаться по мимике человека?
Ответ:
По выражению лица, жестам и движениям человека можно понять многое о его эмоциональном состоянии и настроении. Например, улыбка на лице может указывать на радость или доброжелательность, а сжатые кулаки или напряженные мышцы могут указывать на злость или стресс. Мимика человека также может выдать его намерения или интересы. Например, сосредоточенный взгляд и наклон головы могут указывать на заинтересованность в разговоре или внимание к деталям.
Задание №5
Что помогает людям общаться?
Ответ:
Людям помогает общаться множество факторов. Важно иметь хорошие навыки слушания и активного внимания, чтобы понять и учесть точку зрения другого человека. Также важно быть эмпатичным и уметь поставить себя на место другого человека, чтобы лучше понять его чувства и переживания. Язык тела и невербальные сигналы также играют важную роль в коммуникации, помогая выразить эмоции и установить контакт с собеседником. Наконец, уважение и открытость к другим мнениям и точкам зрения способствуют успешному общению, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания.
Выполняем задания
Задание №1
Подберите различные прилагательные к слову «взгляд» и составьте ряд словосочетаний. Например, «мужественный взгляд», «строгий взгляд». Сделайте вывод: что рассказывает о человеке его взгляд?
Ответ:
Задумчивый, нежный, влюбленный, хмурый, злой, сонный, туманный, испытывающий, подозрительный, пронизывающий, ускользающий.
Взгляд человека может рассказать о его эмоциональном состоянии, интересе к собеседнику и теме разговора, настроении, уровне уверенности в себе, а также, отчасти, о его личностных качествах.
Задание №2
Некоторые считают, что первым предложить помириться — значит проявить слабость характера. Так ли это? Обоснуйте свои ответы.
Ответ:
Шаг к примирению – это не признак слабости характера. Я считаю, что это проявление силы и уверенности в себе. Желание сохранить добрые отношения с человеком – ценность. Это означает, что человек способен преодолеть свой гнев и обиду, найти компромисс.
Задание №3
Из Древней Руси начала XII в. дошло до нас «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В нём изложены требования к детям князей и дружинников: «…При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…» Какие из этих правил общения со старшими и младшими, по−вашему, устарели за прошедшие столетия, а какие нет? Почему вы так думаете?
Ответ:
Мне кажется, что эти слова актуальны и в наши дни. Нужно уважать старших и прислушиваться к ним, любить младших и не давать их в обиду, в беседе быть хорошим слушателем.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Проведите исследовательскую работу о том, насколько хорошо вы знаете своих близких (например, маму, папу, бабушку, тётю). Напишите его (её) полное имя и отчество, фамилию, день, месяц и год рождения. А дальше укажите: любимую книгу; любимую песню; любимое время года; любимое блюдо; о чём мечтает; где и как хочет отдохнуть летом; какое занятие самое любимое; какой подарок вызвал бы радость; что делает ради своих детей. А теперь подойдите к человеку, о котором писали, и задайте ему эти вопросы. Сколько у вас совпадений? О чём это говорит?
Ответ:
Исследовательская работа "Насколько хорошо я знаю свою маму".
Вопросы:
1) ФИО
2) Дата рождения
3) Любимая книга
4) Любимая песня
5) Любимое время года
6) Любимое блюдо
7) О чём мечтает
8) Где и как хочет отдохнуть летом
9) Какое занятие самое любимое
10) Какой подарок вызвал бы радость
11) Что делает ради своих детей