§18. Культура и ее достижения

Задумаемся

Задание №1

Кого, на ваш взгляд, можно считать сегодня культурным человеком?

Ответ:

Я думаю, что культурный человек обладает широким кругозором, знанием истории и искусства, способностью анализировать, а также умением выразить свои мысли и эмоции красноречиво, красиво. Он открыт для новых идей и опыта, готов к диалогу и обмену мнениями с другими людьми, и стремится к саморазвитию и самовыражению.

Вспомним

Задание №1

Как область культуры связана с другими сферами жизни общества? Какими культурными достижениями гордится наша страна?

Ответ:

Культурные достижения России вызывают гордость у граждан. Наша страна имеет богатое культурное наследие, включающее литературу, искусство, музыку, театр и кино. Российские композиторы, писатели, балерины, художники и режиссеры известны во всем мире. Культурные объекты, такие как Эрмитаж, Большой театр, Третьяковская галерея и другие, являются уникальными достопримечательностями и привлекают множество туристов.
Область культуры тесно связана с другими сферами жизни общества. Культурные достижения отражают историю, ценности и традиции народа, а также способствуют развитию образования, экономики и туризма.

Рассмотрим схему (стр.149)

Задание №1

Поясните на примерах, как связаны между собой материальная и духовная культура.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

 Примером связи между материальной и духовной культурой может служить создание и использование музыкальных инструментов. Материальная культура здесь проявляется в изготовлении инструментов из различных материалов, таких как дерево, металл, кожа и т.д. Инструменты создаются с определенными техническими характеристиками, чтобы обеспечить оптимальное звучание.
 Однако использование музыкальных инструментов является проявлением духовной культуры. Человек использует инструменты для создания и исполнения музыки, которая является выражением его эмоций, чувств и мыслей. Музыка может быть средством самовыражения, передачи истории и традиций, а также способом коммуникации с другими людьми. Она может вызывать различные эмоции и влиять на настроение и состояние человека.
Или космическая станция. Физически – это материальный объект культуры, космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на орбите Земли, для проведения научных исследований. А как духовная культура − это воплощение идей и разработок конструкторов, умений и навыков рабочих, стремление всего человечества узнать и покорить космос.

Рассмотрим изображения (стр.151)

Задание №1

Какими произведениями культуры и именами их создателей вы бы дополнили представленный ряд?
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяХрам Спаса на Крови. Интерьер. Санкт−Петербург.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяЗолотой Будда в храме Ват Траймит. Бангкок.Таиланд.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяОрган. Кафедральный собор. Нанси, Франция.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяПьета. 1499 г. Собор Святого Петра. Ватикан. Микеланджело

Ответ:

Произведения искусства, связанные с религией:
• Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Пресвятой Богородицы). Москва.
• Фрески на потолке Сикстинской капеллы. Ватикан. Микеланджело Буонарроти.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская• Голубая мечеть. Интерьер. Стамбул. Седефкар Мехмет Ага.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская• Статуя Христа−Искупителя. Бразилия. Альбер Како
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Рассмотрим ситуацию (стр.152)

Задание №1

Некий римский богач, желая прослыть образованным, купил себе десяток грамотных рабов. Каждого из них он заставил выучить наизусть стихи Гомера и других великих поэтов. Затем на различных празднествах в присутствии гостей хозяин по подсказке обученных рабов читал стихи. При этом он полагал, что знания и образованность каждого из рабов — это его собственность. Стоит принять во внимание, что подлинную культуру невозможно ни взять напрокат, ни купить…
А вам этот древний римлянин не напоминает кого−то из ваших знакомых?

Ответ:

Среди моих знакомых и друзей нет тех, кто старается показывать себя культурнее и умнее, чем он есть на самом деле. Но, конечно, такие люди бывают. Они хотят произвести впечатление, а не быть образованными и обладать кругозором в действительности. Такая черта характера никого не красит, не делает лучше.

Рассмотрим изображения (стр.153)

Задание №1

Знаете ли вы, какие музеи есть в вашем регионе? А вы давно были в музее? Подготовьте вместе с одноклассниками проект «Виртуальная экскурсия по музеям нашего района».
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяГМИИ им. А.С.Пушкина. Москва
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяГосударственный Эрмитаж. Санкт−Петербург

Ответ:

В Москве и Московской области очень много музеев и я с друзьями или родителями периодически их посещаю.

Музеи Москвы:
• Оружейная палата.
• Музей−заповедник Царицыно.
• Музей космонавтики.
• Государственный Дарвиновский музей
• Музей−заповедник Коломенское.
• Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова

Виртуальная экскурсия по музеям нашего района
Мы посетим Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова.
Этот музей основан в 1937 году. Экспозиция начинается с первого зала, где мы получаем общую информацию о науке палеонтологии.
Экспозиции следующего зала показывают период докембрия и раннего палеозоя.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяВ третьем зале мы узнаем о геологии и палеонтологии Московского региона. Выставки в остальных залах показывают периоды палеозоя и начало мезозоя – четвертый зал, вторая половина мезозоя − пятый зал.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяКайнозой и эпоха млекопитающих − шестой зал.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская
Московский Музей космонавтики.
Открылся 10 апреля 1981 года, в преддверии 20−й годовщины первого полета человека в космос.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяВ здании располагаются конференц−зал, тематическая библиотека, кинозал, площадки для проведения лекций и уроков, зал викторин «Космотрек», клуб ветеранов космоса, филиал Центра управления полетами, фондохранилища.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяВ экспозицию "Музея космонавтики" входят полноразмерный макет фрагмента станции «Мир», образцы ракетно−космической техники, рабочие и личные вещи космонавтов, архивные документы.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Рассмотрим изображения (стр.154)

Задание №1

Определите, какие учреждения культуры представлены на фотографиях. Какую пользу они приносят обществу? Какие ещё учреждения культуры вам известны?

Ответ:

ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская1) На первом изображении − библиотека, в ней каждый может взять книгу, научные статьи, подготовиться к школьному заданию, лекции или просто приятно и с пользой провести время. При наличии читательского билета можно изучать редкие книги бесплатно!
Библиотека несет знания в массы и делает их более доступными.
2) На следующем фото изображена Третьяковская галерея. Здесь представлено множество картин, в том числе таких известных художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский, Левитан, Васнецов, Верещагин, Шишкин. Третьяковская галерея играет важную роль в сохранении, популяризации и изучении искусства, просвещении граждан нашей страны и туристов, а так же, в повышении культуры людей, посещающих ее.
3) На третьем изображении нам показан концертный зал и выступление симфонического оркестра. Музыка, особенно классическая, имеет сильное воздействие на эмоции каждого человека, она вдохновляет и способна привить чувство прекрасного.
Музыка − один из главных развивающих факторов культуры каждого народа.
Ещё есть такие культурные учреждения, как музеи, выставочные залы, театры, планетарии, вернисажи, парки культуры и отдыха, лектории, кинотеатры.

Вопрос (стр.154)

Задание №1

Задумайтесь, достаточно ли для того, чтобы стать культурным человеком, прочитать книгу модного писателя, побывать на разрекламированной выставке или посмотреть самый разрекламированный фильм недели.

Ответ:

Стремление стать культурным человеком требует более глубокого подхода, мало просто следить за тенденциями и прочесть книгу модного автора. Нужно постоянно углублять свои знания в различных областях и науках, знакомиться с различными видами искусства, культурой разных народов, расширять кругозор, развивать свои творческие способности, много читать и посещать культурные мероприятия. Это процесс, который требует времени, усилий, постоянного самообразования.

Рассмотрим схему (стр.155)

Задание №1

Приведите аргументы, подтверждающие ваше мнение о том, какой путь приобщения к достижениям культуры позволяет человеку стать по−настоящему культурным.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Ответ:

По−настоящему культурный человек развивается и узнает что−то новое исключительно для своего развития, а не статуса. Если вы познаете искусство чтобы блеснуть однажды своими знаниями в компании людей, то, по−моему, вас сложно назвать культурным. Чтобы постичь суть культуры или конкретного произведения искусства, необходимо проникнуться им, искренне заинтересоваться, дать себе время на то, чтобы понять истинный смысл, сформулировать честное мнение. Только сам этот процесс сделает вас лучше и культурнее, чем поверхностного человека, прочитавшего краткое содержание или аннотацию и хвастающего своими знаниями.

Проверяем наши знания и умения

Задание №1

Что относится к памятникам материальной культуры?

Ответ:

К памятникам материальной культуры можно отнести книги, музыкальные инструменты, технику, картины, скульптуры, наскальные рисунки, архитектурные сооружения.

Задание №2

Каким образом достижения культуры передаются другим поколениям?

Ответ:

Достижения культуры передаются при помощи оставленных нам ценных результатов и конкретных памятников культуры прошлых эпох.
Экспонаты, хранящиеся в музеях, галереях и памяти людей. Картины, написанные художниками, книги, музыка на разных носителях, сохранившиеся здания под защитой государства.

Задание №3

Как стать культурным человеком?

Ответ:

Подлинный путь к культуре — это путь, предполагающий труд и в то же время радость. Нужно постоянно самосовершенствоваться, узнавать новое, знакомиться с различными видами искусства, расширять кругозор, развивать свои способности, думать над сутью вещей, ведь только культурный человек способен за художественными образами увидеть жизнь во всей её полноте и сложности.
Понять и оценить истинное достижение культуры можно, только приложив определённые усилия. Чтобы стать культурным человеком, так же потребуется время и усилия.

Задание №4

Прокомментируйте высказывание: «Можно сказать, что культура развивалась и развивается в пространстве и во времени». Приведите собственные примеры, которые подтвердят ваш комментарий.

Ответ:

Культура развивается и меняется в пространстве и во времени, отражая особенности и историю различных народов и обществ.
Свой вклад в мировую культуру внесли все народы Земли, жившие в разные периоды времени. Развитие культуры возможно только при сохранении культурных ценностей прошлого, их понимании. Например, народа Майя уже не существует, но города и пирамиды, построенные ими, все еще стоят и даже являются наследием ЮНЕСКО.
Леонардо да Винчи умер в далеком 1519 г, а картина "Мона Лиза", написанная им, до сих пор занимает главное место в Лувре и собирает вокруг себя людей со всего мира.
В современном мире строятся новые здания, пишутся новые картины, создаются памятники, которые, возможно станут культурным достоянием, и наши потомки будут стараться их сохранить.

Выполняем задания

Задание №1

Поэту Н. А. Заболоцкому принадлежат строки:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Имеют ли отношение эти стихотворные строки к содержанию параграфа? Поясните свой ответ.

Ответ:

Строки Н. А. Заболоцкого говорят нам о том, что важно духовно развиваться и воспитывать свою душу.
Именно активность, самоотверженность и трудолюбие, которые подразумеваются в этом стихотворении, способствуют становлению личности, развитию культурного мышления и углублению знаний о культуре. Человек должен проявить эти качества, чтобы стать по−настоящему культурным.

Задание №2

В 1972 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия», которая вступила в силу в 1975 г. Целью Конвенции стало привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. Узнайте, какие объекты внесены в список ЮНЕСКО. Есть ли объекты всемирного культурного наследия в вашем крае? Какие меры принимаются для сохранения этих памятников?

Ответ:

В списке наследия ЮНЕСКО множество объектов по всему миру, например, Пизанская башня в Италии, Великая Китайская стена, Тадж−Махал в Индии, Древний город Чичен−Ица в Мексике, Мачу−Пикчу в Перу, Стоунхедж в Англии.
В России 30 объектов внесены в список ЮНЕСКО, из них 5 – в Москве и Московской области.

1. Московский Кремль.
2. Красная Площадь.
3. Новодевичий монастырь.
4. Церковь Вознесения в Коломенском.
5. Троице−Сергиева Лавра.

Существуют специализированные органы власти, которые отвечают за охрану и управление памятниками культуры, включая объекты ЮНЕСКО. Они разрабатывают и реализуют программы по сохранению и реставрации памятников. Государство выделяет финансовые ресурсы на сохранение, проведение необходимых исследований, реставрационные работы и обслуживание памятников.
Так же принимаются меры для организации туристического потока и увеличения уровня осведомленности об этих местах. Обычно устанавливаются правила посещения, ограничение числа посетителей.

Задание №3

Подготовьте вместе с одноклассниками выставку «Памятники культуры нашего края».

Ответ:

Выставка "Памятники культуры нашего края"
1) Царь−колокол − памятник русского колокололитейного искусства XVIII века.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская2) Памятник Минину и Пожарскому. Первый монумент столицы, до этого в честь памятных событий устанавливали только арки и храмы.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская3) "Рабочий и колхозница". Монумент был создан к парижской международной выставке 1937 года. Символ советской эпохи.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская4) Монумент "Покорителям космоса" был воздвигнут в память достижений советского народа в освоении космического пространства.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская5) Памятник Юрию Долгорукому − основателю города Москва, первому суздальскому князю.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская6) Памятник Кириллу и Мефодию посвящён славянской письменности.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская

Задание №4

Узнайте, какая помощь нужна соседней библиотеке, школьному музею, и примите участие в совместной работе с ближайшим учреждением культуры.

Ответ:

Я принял участие в помощи библиотеке.
Собрал семейные книги, которые никто из нас давно не читает и отнес в ближайший читальный зал. Там были шедевры русской и мировой литературы, современные авторы, книги по психологии и бизнесу, беллетристика, бабушкины журналы по рукоделию. Оказалось, что библиотека принимает не все книги, у них есть определенные списки того, что нужно, а что они не могут забрать. Поэтому я забрал не пригодившиеся книги обратно, но, по совету мамы, купил нужные библиотеке канцтовары, материалы для творчества и настольные игры. А ещё я оформил подписку на журнал "Интересная механика".

Участвуем в проектной деятельности

Задание №1

Проведите опрос среди своих одноклассников на тему «Какие достижения культуры я считаю наиболее значительными». Соберите разные мнения, проанализируйте их, сделайте собственные выводы, представьте полученные результаты в виде компьютерной презентации.

Ответ:

Слайд 1
Какие достижения культуры я считаю наиболее значительными
Я провел опрос среди учеников 6А класса о том, какие достижения культуры они считают самыми важными. В опросе участвовало 33 человека. Все ответы я проанализировал и создал рейтинг.
Слайд 2
4 место.
Изобретение папируса в Древнем Египте.
Такой вариант выбрали 4% учеников.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 3
3 место.
Открытие законов аэродинамики и строительство первого самолета.
8% моих одноклассников выбрали это культурное достижение.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 4
2 место.
Открытие электричества, создание первого источника электрической энергии. Так ответил 31% из опрошенных одноклассников.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, РутковскаяСлайд 5
1 место
Изобретение сети Интернет. Именно это культурное достижение выбрали большинство опрошенных, а именно, 57%.
ГДЗ по учебнику Обществознание за 6 класс Боголюбов, Рутковская