§16. Социальная сфера жизни общества
Задумаемся
Задание №1
Почему у разных людей различное положение в обществе? Можно ли это положение изменить?
Ответ:
У разных людей может быть различное положение в обществе из−за множества факторов. Например, образование, профессия, социальный статус, финансовая состоятельность, знатность. Неравенство – следствие исторических, экономических и социальных процессов. Положение в обществе можно изменить (кроме тех факторов, что передаются по праву наследования, как знатный род, например), но это потребует значительных усилий.
Если человек трудолюбив, усерден, рационально использует время, ему хочется развиваться, и он имеет такую цель, то скорее всего, он сумеет улучшить свое положение в обществе. А если человек ленивый, невежественный и не прикладывает усилий к тому, чтобы стать богаче, интереснее, умнее – он останется представителем более низкого социального слоя.
Вспомним
Задание №1
Что вы знаете о социальных группах и положении человека в них?
Ответ:
Люди объединяются в группы для достижения целей, для комфортной жизни, для общения – чтобы удовлетворить различные потребности. Каждый человек с самого рождения вступает в первую свою группу − семью. В дальнейшем групп становиться больше: школа, институт, работа, кружки по интересам.
Каждая группа влияет на сознание, мышление и развитие человека. Человек может сам выбирать группу, а может войти в неё по необходимости. Каждый член группы может проявить себя как лидер или как ведомый человек – хороший исполнитель.
Рассмотрим диаграммы (стр.132)
Задание №1
Чем первая диаграмма отличается от второй? О каких социальных группах информируют эти диаграммы? Всего в России на 1 января 2022 г., по оценке Росстата, 145 478 097 постоянных жителей. Какая примерно часть проживала в городах, а какая — в сельской местности?
Ответ:
Первая диаграмма показывает соотношение женского пола к мужскому среди жителей России – один из вариантов социальной структуры общества. Это деление людей на 2 группы по половому признаку, люди входят в одну из этих групп по факту рождения.
На второй диаграмме мы видим соотношение людей, проживавших в городах, к людям, проживавшим в сельской местности. В одну из этих групп люди входят путем осознанного выбора и в течение жизни могут сменить группу социальной структуры. Судя по диаграмме, примерно четверть населения России проживала в сельской местности (около 36 369 524 людей) по состоянию на 1 января 2021 г.
Рассмотрим схему (стр.133)
Задание №1
Назовите виды социальных общностей. Приведите примеры каждой из них.
Ответ:
Социальные общности делятся на две структуры − массовые общности и группы.
• Массовые общности разнородны, неустойчивы и не имеют определённого состава. К ним относят: участников общественно−политических движений, болельщиков, поклонников звезд шоу−бизнеса.
• Группы. По количеству участников выделяют большие, средние и малые группы.
1) Малая группа − семья, дружеская компания, школьный класс.
2) Средняя группа – студенты ВУЗа, жители одной деревни, или города.
3) Большая группа − народы, социальные слои, этнические общности.
Рассмотрим изображение (стр.134)
Задание №1
Обедневшие женщины, скорее всего мать и дочь, вынуждены снимать жильё в бедном районе. Рассмотрите персонажей картины. Принадлежат ли они к разным социальным группам? Почему вы так решили? Опираясь на сюжет картины, поясните утверждение: «Социальная лестница может вести не только наверх, но и вниз».
Дворник, отдающий квартиру барыне. В. Г. Перов
Ответ:
На картине В. Перова «Дворник, отдающий квартиру барыне», мы видим две социальные группы − представителей дворянства и крестьянства. Мать и дочь можно отнести к дворянам. На них дорогие шубы, меховые шапки, дочь смущена поведением дворника, это показывает ее интеллигентность. К крестьянам мы отнесём мужчину в дверях Он неопрятный, в рваной одежде, всклокоченный и, скорее всего, не трезвый. Рассматривая картину можно уловить сюжет − дворяне разорились, лишились своего поместья и теперь им нужно где−то жить. Для этого они вынуждены обратиться к низшей социальной группе, к крестьянину, который сдает дешевое жилье.
Дамы в дорогих одеждах совсем недавно были гораздо более привилегированными, не испытывали нужды, но теперь, обеднев, и продав дом для того, чтобы погасить долги, вынуждены изменить образ жизни.
«Социальная лестница может вести не только наверх, но и вниз».
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Какие социальные общности существуют в обществе?
Ответ:
Социальные общности делятся на две структуры − массовые общности и группы (малые, средние, большие).
Задание №2
С чем связано социальное положение человека?
Ответ:
Социальное положение связано с образом жизни, видом деятельности, характером и результатом труда, профессиональной квалификацией, материальным положением. Стоит отметить, что в разный период времени у человека может быть разное социальное положение, с течением времени оно меняется.
Задание №3
Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в продвижении по социальной лестнице, чем другие?
Ответ:
Многие черты характера, помогающие и препятствующие восхождению по социальной лестнице, формируются в школьном возрасте. Недостаточно только получить образование, чтобы добиться профессионального успеха. Следует воспитать характер, научиться быть самостоятельным, прилежно трудиться, рационально использовать время, взаимодействовать с разными людьми. Важно приобрести крепкое здоровье, выработать характер и высокую работоспособность. Поэтому кто−то, развивший в себе эти черты, может быстрее и легче продвинуться по социальной лестнице.
Задание №4
Приведите примеры решений, которые могут улучшить положение человека в обществе.
Ответ:
После школы у подростка есть выбор пойти учиться дальше и получить высшее образование или пойти трудиться на работу, не требующую особых знаний и навыков. И если первый путь требует огромного усердия и больших стараний, то второй дает сиюминутный комфорт. Выбрать второй путь всегда проще, но он затормаживает рост и улучшение положения в обществе.
Или, например, специалисты, получившие образование 20 лет назад. Один из них получил диплом и забыл об обучении, а второй постоянно повышает квалификацию, приобретает новые знания, следит за сменой тенденций и новыми технологиями. Вероятнее всего, второй специалист будет более востребован на рынке труда, его заработная плата будет больше, а социальное положение – выше.
Выполняем задания
Задание №1
На Земле живёт 8 млрд человек. Количество же социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8–10 млрд. Один человек может состоять в 5–6 группах. В скольких группах состоите вы? Чем различается ваша деятельность в каждой из них?
Ответ:
Я вхожу в большое количество социальных групп.
• Школа и класс, где я получаю знания по общей программе. Я посещаю уроки и готовлю домашние задания, пишу проверочные работы.
• Спортивная секция, где я спортсмен и член футбольной команды. Тут я поддерживаю физическую форму и стремлюсь к общей цели с остальными участниками.
• Музыкальная школа, в которой я ученик по узкой специальности − классу гитары. Я изучаю сольфеджио, заучиваю произведения, выступаю на отчетных концертах.
• Семья, где я старший сын. Здесь я веду совместный быт и хозяйство, провожу время и чту традиции.
• Дружеская компания, в которой я – один из друзей. Я шучу, делюсь новостями, поддерживаю, придумываю как провести время.
Задание №2
На основе знаний по истории приведите примеры групп, которые существовали в прошлом. Какое положение в обществе занимали эти группы? Каким было положение человека в каждой из них? Как с этим положением были связаны доходы людей и их возможности удовлетворять свои жизненные потребности?
Ответ:
Группы, существовавшие на Руси:
• Высшие классы − князья, бояре, дворяне.
Занимали высшее положение и управляли средним и низшим классом. Доходы были высокими, могли позволить себе все что угодно: путешествия, лучшие учебные заведения, модную одежду, заморские угощения и посещение санаториев.
• Средние классы – мастера, ремесленники в городах, владельцы средних имений.
Не имели привилегий высшего класса, но имели стабильный, постоянный доход, могли развиваться. Имели свое дело, хорошее жилье, свободу в перемещениях, сытно ели и прилично одевались.
• Низший класс − крестьяне, в том числе, крепостные.
Приспосабливались и выживали. Самая бедная группа. Они одевались в лохмотья, сами плели себе обувь и выращивали продукты для пропитания, при этом платили непосильные налоги с продажи урожая. Эти люди не имели права и возможности получить образование, поэтому, как правило, они занимались сельским хозяйством и низкооплачиваемым физическим трудом.
Задание №3
Можно ли утверждать, что определённая разница в социальном положении людей справедлива? Поясните свой ответ.
Ответ:
Я считаю, что определенная разница в социальном положении людей может быть справедливой, если основана на заслугах и достижениях конкретных людей. Но, к сожалению, так бывает не всегда. В некоторых случаях она может быть результатом неравных возможностей, дискриминации, неравного распределения ресурсов и привилегий. Например, некоторые люди могут быть ограничены в своих возможностях из−за своего социального происхождения, расы, пола или других факторов. Например, старт карьеры и первая ступенька социальной лестницы у уроженца богатой семьи из мегаполиса гораздо выше, чем у бедного сельского жителя. Ему придется приложить несоизмеримо больше усилий, чтобы повысить свое социальное положение.
Граждане бедных стран третьего мира гораздо больше ущемлены, нежели жители развитых государств.
По статистике, женщины получают зарплату в среднем на 30% ниже, чем мужчины. Это не связано с их профессиональными качествами, а только с предвзятым отношением некоторых работодателей.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Подготовьте сообщение или компьютерную презентацию об интересующей вас профессии: какой объём знаний требуется для её получения; где можно подготовиться к ней; каковы перспективы социального роста представителей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную профессию. Если это возможно, поговорите с человеком, получившим данную профессию и работающим по ней. Расспросите, чем привлекает его избранная профессия, с какими трудностями приходится встречаться. Итоги отразите в сообщении/презентации.
Ответ:
Профессия − летчик
Я бы хотел стать летчиком−испытателем и связать свою жизнь с данной профессией. Тестировать новые виды летательных аппаратов. Помогать изменять мир и технологии в этой области. Это очень тяжелый труд и мне потребуется огромное количество знаний и умений, например, для того чтобы стать летчиком−испытателем я должен быть собранным, ответственным, смелым и иметь хорошее здоровье. Так же мне нужно иметь диплом с отличием военного авиационного вуза и квалификацию военного летчика 1−го класса. Мне предстоит изучить устройство самолета, приобрести инженерные знания и навыки управления летательных аппаратов.
Летчики−испытатели должны постоянно подтверждать квалификацию, следить за новинками технологий в области авиационной промышленности.
К сожалению, мне не удалось пообщаться с летчиком−испытателем, но я смог найти среди знакомых пилота самолета гражданской авиации. Он рассказал, что эта профессия очень интересная и сложная, развивает стойкость и ответственность. Ты несешь ответственность за множество жизней, летаешь часто ночами и подолгу не бываешь дома. Зато, на высоте 11 км над землей можно наблюдать красивейшие закаты и рассветы, видеть бескрайние просторы нашей планеты.
Чтобы стать пилотом, ему пришлось пройти долгий и сложный путь − много учиться, много читать, проходить летную практику, изучать много научных статей. Это была его мечта, поэтому весь путь, пройденный им, был интересен и познавателен.
Задание №2
Подготовьте презентацию «Профессии наших родителей». В процессе работы узнайте, какое образование получили родители, приходилось ли им переучиваться, менять профессию, удовлетворены ли они своей работой, чем объясняют своё удовлетворение или неудовлетворение.
Ответ:
Слайд1
Профессии моих родителей
Слайд 2
Сварщик
Слайд 3
Мой папа закончил "Колледж науки и техники", по специальности "Ремонт и обслуживание промышленного газового оборудования". После окончания колледжа работал по специальности. Через несколько лет он понял, что по нынешней специальности он достиг максимума по заработной плате и захотел овладеть новым навыком.
Папа сходил на курсы сварки и устроился на производство помощником сварщика.
Было сложно, но интересно. Папа изучал новый вид деятельности и в конечном итоге всему научился. Сейчас мой папа умеет варить разными видами: термитная сварка, электродуговая контактная сварка, газопламенная сварка, электрошлаковая сварка, плазменная сварка. Моему папе очень нравится его работа, он постоянно учится чему−то новому развивая свои навыки.
Слайд 4
Медицинская сестра
Слайд 5
Мама с детства мечтала помогать людям. В старших классах она ходила на курсы оказания первой медицинской помощи, изучала пособия по помощи утопающим. По окончании школы поступила в Медицинский колледж. Закончила его с отличием и устроилась в "Ожоговый центр ФГБУ "Нмиц хирургии имени А. В. Вишневского"". Работать было очень сложно. Насыщенный график, большая психологическая нагрузка. Моей маме очень повезло, она работала в замечательном коллективе, где все друг друга поддерживали и выручали. После нескольких лет работы в "Ожоговом центре", маме предложили работать в частной клинике. График стал стабильнее, работа ближе к дому. Раз в 6 месяцев мама проходит повышение квалификации. Она очень довольна своей работой, ведь она каждый день помогает людям, как и хотела.