§4. Потребности и способности человека
Задумаемся
Задание №1
Что делать, если наши потребности превосходят возможности: снижать потребности или расширять возможности? Какие потребности относятся к мнимым?
Ответ:
Потребность − это нужда человека в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития. Когда наши потребности превосходят наши возможности, мы можем снизить потребности или расширить возможности. Второе может включать в себя поиск новых источников дохода или обучение новым навыкам, чтобы улучшить свои возможности. Например, мы можем рассмотреть возможность получения дополнительного образования или поиска работы с более высокой оплатой.
Относительно мнимых потребностей, это потребности, которые не являются действительно необходимыми для нашего благополучия или счастья. Это могут быть потребности, созданные обществом или рекламой, которые мы считаем необходимыми, но на самом деле они не приносят нам долгосрочного удовлетворения или счастья. Например, желание иметь самую новую модель мобильного телефона может быть мнимой потребностью, если на самом деле мы можем быть счастливы и без этих вещей.
Важно различать между реальными потребностями, которые необходимы для нашего благополучия, и мнимыми потребностями, которые могут быть созданы внешними факторами. При принятии решений о том, как удовлетворять наши потребности, мы должны быть осознанными и обдумывать, что действительно важно для нас и нашего благополучия.
Вспомним
Задание №1
В чём проявляется биологическая сущность человека, а в чём — социальная? Какой смысл учёные вкладывают в понятия «индивид», «личность»?
Ответ:
Биологическая сущность человека проявляется в его биологических потребностях, таких как потребность в пище, сне, воде, воздухе, тепле и отдыхе. Эти потребности являются неотъемлемыми для выживания человека и присутствуют также у животных.
Социальная сущность человека проявляется в его социальных потребностях, таких как потребность в общении, приобретении знаний и опыта, мышлении. Человек является социальным существом и нуждается во взаимодействии с другими людьми для удовлетворения своих социальных потребностей.
Понятие "индивид" относится к каждому отдельному человеку с его уникальными качествами, чертами характера и взглядами. Каждый индивид имеет свою уникальную комбинацию этих факторов, которая отличает его от других людей.
Понятие "личность" относится к человеку, который обладает "сильными" качествами, такими как умение преодолевать препятствия и справляться с неприятностями, способность аргументированно отстаивать свои взгляды и принимать решения. Личность является результатом развития и формирования индивида в процессе его жизни. Ученые обычно рассматривают личность как уникальную комбинацию индивидуальных черт и качеств, которые определяют его поведение и взаимодействие с окружающим миром.
Индивид − каждый отдельный человек с уникальной комбинацией качеств, черт характера и взглядов.
Личность − человек, характеризующийся "сильными" качествами: умением преодолевать препятствия и справляться с неприятностями, способностью аргументированно отстоять свои взгляды, принимать решения.
Рассмотрим изображения (стр.37)
Задание №1
Об удовлетворении каких потребностей можно говорить, глядя на данные изображения?
Ответ:
Первое изображение с девочкой и стопкой книг − духовная потребность в получении знаний:
Картинка с деревенским домом − это социальная потребность в обретении гармонии, имеется в виду возвращение в отчий дом, наличие такого родного места:
Картинка с микроскопом и ребятами − духовная потребность − познание окружающего мира, получение знаний и умений:
Совокупность биологических и социальных потребностей: пища, общение, гармония:
Картинка с двумя общающимися людьми − социальная потребность в общении:
Картинка с семьей − духовная потребность в достижении гармонии:
Обратимся к фактам (стр.38)
Задание №1
Есть люди, которые способны в уме производить самые сложные расчёты. Скорость их расчётов сравнима со скоростью калькулятора. Такие способности можно развивать, тренируя свой мозг. Эксперты объясняют, что у таких людей поступление крови в ту часть мозга, которая отвечает за математические расчёты, в 6−7 раз больше, чем у обычных людей.
Встречали ли вы в своей жизни людей с ярко выраженными способностями в какой−то одной конкретной области? Какие возможности, на ваш взгляд, даёт человеку обладание такими способностями?
Ответ:
Я не встречал таких людей. Люди с высокими математическими способностями могут выбрать карьеру в научных и инженерных областях, где требуется аналитическое мышление и решение сложных проблем. Они могут стать математиками, физиками, инженерами, программистами и т.д.
Рассмотрим схему (стр.39)
Задание №1
Какие уровни способностей выделяют учёные? Что характеризует каждый уровень? Привлекая личный социальный опыт, факты общественной жизни, знания из курса истории, приведите примеры, иллюстрирующие каждый из этих уровней.
Ответ:
Ученые выделяют три уровня способностей: одаренность, талант и гениальность.
Одаренность - это сочетание способностей, которое позволяет человеку достигать значительных успехов в определенной области. Одаренными обычно называют детей, так как они еще не развили свои способности и неизвестно, станут ли они талантливыми. Например, ребенок может обладать математической одаренностью и легко усваивать сложные математические концепции.
Талант - это высокий уровень специальных способностей в определенной области. Например, Альберт Эйнштейн был талантливым ученым, который сделал значительный вклад в физику и развитие научных теорий. Александр Пушкин был талантливым писателем и поэтом, чьи произведения до сих пор изучаются и ценятся.
Гениальность - это наивысший уровень способностей, который объединяет как общие, так и специальные способности в различных областях. Гении обычно отличаются многогранным талантом и способностью к творческому мышлению. Например, Леонардо да Винчи был гениальным человеком, художником, изобретателем, анатомом и многим другим. Николай Коперник был гениальным математиком, астрономом, механиком и изобретателем.
Примеры этих уровней способностей можно найти и в современной жизни. Например, в музыкальной сфере одаренными могут быть дети, которые уже в раннем возрасте проявляют талант в игре на инструменте или пении. Талантливыми музыкантами можно назвать известных исполнителей, которые достигли успеха и признания своей музыкальной деятельностью. Гениальность в музыке можно увидеть в жизни композиторов, которые не только создают музыку, но и разрабатывают новые музыкальные теории и подходы.
Таким образом, каждый из этих уровней способностей характеризуется разными уровнями достижений и способностей в определенной области. Одаренность - это начальный уровень, талант - более высокий уровень специальных способностей, а гениальность - наивысший уровень, объединяющий множество областей и способностей.
Рассмотрим диаграмму (стр.41)
Задание №1
Какой ответ наиболее популярен? Выскажите своё предположение. Как бы вы ответили на поставленный вопрос? Свой ответ поясните.
В ходе социологических опросов, проводимых фондом «Общественное мнение» (2014), совершеннолетним россиянам задавали вопрос: «Как вам кажется, передаются или не передаются генетически таланты и творческие способности?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Ответ:
40% опрошенных считают, что талант редко передается по наследству. Лично я согласен с этим мнением. Наследование талантов и способностей является сложным и многогранным процессом, который зависит от множества факторов, включая генетическую предрасположенность, окружающую среду, образование и усилия самого человека. Даже если родители обладают талантом, это не гарантирует, что их потомок будет иметь те же способности. Талант требует развития и постоянного труда, и только через усилия и саморазвитие можно достичь выдающихся результатов.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Что такое потребности?
Ответ:
Потребности – это физические, эмоциональные и психологические нужды человека, которые необходимы для его выживания, развития и благополучия.
Задание №2
Перечислите основные виды потребностей.
Ответ:
- Биологические (еда, вода, отдых).
- Социальные (общение, труд).
- Духовные (достижение гармонии и красоты, познание мира, получение знаний).
Задание №3
Что учёные называют способностями?
Ответ:
Ученые называют способностями индивидуальные возможности человека, которые позволяют ему успешно выполнять определенные виды деятельности.
Задание №4
Каковы основные уровни развития способностей человека?
Ответ:
- Гениальность.
- Талант.
- Одаренность.
Задание №5
Что составляет духовный мир человека?
Ответ:
Духовный мир человека включает в себя его мысли, чувства, ценности, верования и жизненные принципы. Он представляет собой внутренний мир человека, его взгляды на жизнь, его отношение к себе, другим людям и окружающей среде.
Мысли играют важную роль в формировании духовного мира человека. Они определяют его восприятие мира, его убеждения и мировоззрение. Чувства также влияют на духовный мир человека, они определяют его эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Ценности являются основой духовного мира человека. Они определяют, что для него важно и ценно в жизни, что он считает правильным и нравственным. Верования также играют роль в формировании духовного мира человека. Они определяют его систему убеждений и взгляды на религию, философию и другие аспекты жизни.
Жизненные принципы также составляют часть духовного мира человека. Они определяют его основные правила и цели в жизни, его путь к счастью и успеху.
Все эти компоненты духовного мира человека взаимосвязаны и влияют друг на друга. Формирование и развитие духовного мира человека происходит в течение всей его жизни и зависит от опыта, образования, воспитания и самосознания.
Выполняем задания
Задание №1
Первым музеем нашей страны была знаменитая Кунсткамера в Санкт−Петербурге. В начале деятельности музея всем посетителям по приказу Петра I раздавали бесплатное угощение. Как вы думаете, почему император издал такой приказ? Поясните своё мнение.
Ответ:
Петр I издал указ о раздаче угощений при входе в новый музей с целью заинтересовать людей и приучить их ходить в музей. Он понимал, что люди часто относятся с неохотой к новому и опасаются его. Поэтому, чтобы привлечь внимание и вызвать интерес, было полезно искусственно подстегнуть любознательность посетителей.
Раздача угощений могла стать своего рода "призом" за посещение музея, что могло стимулировать людей приходить и познавать новое. При этом, угощения могли создать ассоциацию с приятными эмоциями и удовольствием, которые связывались с посещением музея. Таким образом, Петр I стремился создать благоприятную атмосферу и привлечь людей к культурным и духовным ценностям, расширяя их духовный мир.
Кроме того, раздача угощений могла быть своеобразной формой гостеприимства и заботы со стороны государства. Петр I мог хотеть показать, что музей - это не только место для образования и познания, но и место, где людей рады видеть и заботятся о них.
В целом, указ о раздаче угощений при входе в новый музей был одним из способов привлечь и заинтересовать людей, приучить их к посещению музея и расширению своего духовного мира.
Задание №2
М. Ю. Лермонтов написал в стихотворении: «И скучно и грустно, и некому руку подать…» О какой неудовлетворённой потребности человека идёт речь? Свой ответ объясните.
Ответ:
О социальной потребности в общении.
Человек по своей природе является социальным существом и нуждается в контакте и общении с другими людьми. Отсутствие общения может вызывать у человека чувство одиночества и грусти. В стихотворении Лермонтов описывается состояние, когда человеку не хватает близких людей рядом, никто не протягивает руку помощи или поддержки. Это создает ощущение отчужденности и отсутствия понимания со стороны окружающих, что может быть очень тяжелым для человека.
Таким образом, стихотворение выражает неудовлетворенную потребность человека в общении, в том, чтобы иметь возможность поделиться своими мыслями, эмоциями и получить поддержку от других людей.
Задание №3
При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта археологи обнаружили богато украшенное помещение со странной надписью у входа: «Аптека души». Как вы думаете, что скрывалось за этой дверью? Свой ответ поясните.
Ответ:
За дверью "Аптеки души" скорее всего скрывалась библиотека или хранилище книг. Термин "аптека" может относиться к месту, где хранятся лекарства, а в данном случае это может быть метафорой для книг, которые могут лечить душу, делать ум сильнее и просветлять ее. Таким образом, за дверью могло находиться место, где каждый мог получить духовное питание и обогатить свою душу через чтение.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Соберите информацию из разных источников о каком−нибудь вашем земляке (ныне живущем либо жившем в вашем населённом пункте или регионе), чьи выдающиеся способности и талант получили общественное признание. Подготовьте сообщение о том, что это за способности, как они проявились и развивались, как и в какой сфере жизни общества этот человек реализовал свои способности, как общество оценило этот вклад.
Ответ:
Москва
Майя Плисецкая обладала выдающимися танцевальными способностями, которые проявились с самого детства. Она была очень талантливой и энергичной, что позволило ей преуспеть в балете. С самого начала своей карьеры она привлекала внимание своей экспрессивностью и уникальным стилем танца.
Она начала заниматься балетом в Московской хореографической школе, где получила профессиональное образование. Еще на этапе учебы ей удалось проявить свои способности и стать солисткой Большого театра. В течение более 40 лет она работала в этом престижном театре и исполняла роли во многих классических балетах.
Майя Плисецкая не только исполняла роли в классических балетах, таких как "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и другие, но и создавала собственные хореографии. Она была известна своим экспрессивным и эмоциональным стилем танца, который делал ее выступления неповторимыми. Она была одной из первых балерин, которая внесла новаторские элементы в классический балет.
За свои достижения Майя Плисецкая была награждена множеством престижных наград и призов. Она получила Национальную премию России и Золотую медаль Французской академии искусств. Ее имя стало символом высокого искусства и вдохновением для многих поколений танцовщиков.
Общество оценило вклад Майи Плисецкой в развитие балета и искусства в целом. Она стала одной из самых известных и уважаемых балерин XX века. Ее способности и творческие достижения были признаны и по достоинству оценены как в России, так и за ее пределами. Майя Плисецкая стала настоящей легендой балета, чье наследие продолжает вдохновлять молодых танцовщиков по всему миру.