§2. Человек-личность
Задумаемся
Задание №1
Каждый ли человек является личностью? Что отличает одну личность от другой?
Ответ:
Не каждый человек является личностью. Личность - это сложное понятие, которое включает в себя индивидуальные характеристики, черты характера, ценности и убеждения. Личность отличается от других людей своим уникальным сочетанием этих характеристик. Однако, не все люди развивают свою личность или проявляют ее в полной мере.
Вспомним
Задание №1
Какие свойства человека относят к биологическим? Что происходило с детьми, которые раннее детство провели среди животных?
Ответ:
К биологическим свойствам человека относятся физиологические особенности его организма, такие как строение тела, генетические характеристики, здоровье. Дети, которые проводят детство среди животных, не получают необходимого образования и социализации, что может привести к задержке в развитии и адаптации в обществе. Они могут иметь ограниченные навыки общения и социального взаимодействия.
Рассмотрим ситуацию (стр.14-15)
Задание №1
Проанализируйте информацию, представленную в тексте. Согласны ли вы с мнением персонажа, что собака — личность?
Спаниель Бари
Наверное, каждый, кто бывал в аэропорту, видел пограничника или таможенника с собакой на поводке. Об одной такой служебной собаке наш рассказ. Спаниель Бари много лет работает на таможне, отыскивает среди тонн грузов наркотики. Работники таможни называют Бари своим коллегой, ведь только за последний год он нашёл более 10 кг смертельного зелья. Таможенный пёс вместе со своим другом и хозяином кинологом−таможенником каждый день заступает на службу. Задача — спасти сотни человеческих жизней от страшной отравы, которая приводит людей к смерти.
Хозяин и пёс обожают друг друга. Бари живёт в доме кинолога, общается с членами его семьи. Особенно пёс любит детей своего хозяина. Сыновья гуляют с собакой, играют с ней, моют и расчёсывают шерсть. Жена таможенника совершенно серьёзно говорит о Бари: «Это член нашей семьи, коллега нашего папы. Бари всё понимает, только не говорит. Он, как человек, выполняет любые требования, проявляет сознательность и дисциплину. Мы так и зовём его: неговорящая личность».
Ответ:
Персонаж в тексте называет собаку Бари "неговорящей личностью". Согласно данному определению, собака обладает некоторыми чертами личности, такими как понимание, выполнение требований, сознательность и дисциплина. Однако, с точки зрения общепринятого определения личности, собака не является личностью. Личность обычно связывается с человеком и относится к его индивидуальным характеристикам, ценностям и убеждениям. Собаки, в свою очередь, имеют свои уникальные черты и индивидуальности, но они не обладают тем же уровнем самосознания, который характерен для человека.
Таким образом, можно сказать, что собака Бари может быть воспринята как член семьи и коллега таможенника, но не в полном смысле слова "личность".
Рассмотрим изображения (стр.15)
Задание №1
Выскажите своё мнение: иллюстрируют ли представленные рисунки три вопроса философа? Объясните свой ответ.
Ответ:
Человек является господином самому себе. Ему никто не указывает что делать, никто не заставляет его жить не по его воле. Каждый сам выбирает свой путь. Мне кажется иллюстрация с разорванными узами полностью описывает это.
Каждый человек делает себя сам. Он определяет кем ему быть и как поступать в той или иной ситуации. Сам развивается и решает, что ему хочется узнать и как пользоваться знаниями. Мы можем выбирать книги и развитие, или проводить время в лени и безделии. На второй иллюстрации нам на это намекает турист с рюкзаком. Он смотрит мир, он вынослив и неприхотлив. Он сам решил, что ему это важно и интересно.
На третьей иллюстрации изображен человек, который строит свою собственную жизнь. Он не ограничен никакими рамками или ограничениями, и может выбрать любое направление для своего развития, будь то профессиональная деятельность, увлечения или путешествия, он сам решает, что ему важно и интересно. Эта иллюстрация символизирует то, что каждый из нас имеет возможность стать архитектором своей собственной судьбы и создать жизнь, которую мы хотим.
Рассмотрим изображения (стр.16)
Задание №1
О чём могут рассказать сюжеты приведённых иллюстраций?
Ответ:
1) О дружбе.
2) О конфликтах.
3) О самооценке.
4) О трудолюбии.
Рассмотрим изображения (стр.17)
Задание №1
Рассмотрите иллюстрации. Можно ли, глядя на них, представить черты характера, особенности поведения этих подростков? Придумайте подписи к каждому фото, раскрыв качества каждого из подростков.
Ответ:
Недоверие к миру.
Любознательный мальчуган.
Скучно.
Герой дня.
Рассмотрим ситуацию (стр.18)
Задание №1
Подумайте, стоит ли добиваться известности любым путём. Почему? Аргументируйте свой ответ примерами.
Ответ:
Добиваться известности любым путем не стоит, так как это может привести к негативным последствиям и разрушению личности. Например, известные личности, которые достигли славы через манипуляции, обман или насилие, часто сталкиваются с проблемами в личной жизни и имеют негативную репутацию. Вместо этого, стоит стремиться к достижению своих целей и развитию в сфере, которая действительно важна и интересна для нас.
Рассмотрим ситуацию (стр.19)
Задание №1
В Туле жил обыкновенный мальчик Миша. Когда Миша был дошкольником, его укусила собака. С тех пор мальчик стал бояться собак: избегал мест, где мог их встретить, не подходил даже к знакомым псам. Одноклассники смеялись над ним, обзывали трусом. Тогда Миша решил избавиться от страха. Он попросил родителей купить ему щенка, кормил его, гулял с ним, занимался на собачьей площадке и постепенно преодолел свой страх.
Можно ли ещё не взрослого человека назвать сильной личностью? Какие качества проявил Миша, чтобы преодолеть свой страх?
Ответ:
Да, можно назвать Мишу сильной личностью, так как он проявил решимость и мужество в преодолении своего страха. Он не позволил страху определить его жизнь и принял активные меры для преодоления его. Миша проявил настойчивость, самоконтроль и открытость к новому опыту.
Проверяем наши знания и умения
Задание №1
Какие качества характеризуют личность?
Ответ:
Качества, характеризующие личность, могут включать: самостоятельность, ответственность, эмоциональную интеллектуальность, эмпатию, толерантность, настойчивость, творческое мышление, лидерские навыки, адаптивность, уверенность в себе и другие.
Задание №2
Как вы объясните значение понятий «индивидуальность», «сильная личность»?
Ответ:
Индивидуальность - это уникальные характеристики каждого человека, которые отличают его от других. Сильная личность - это человек, который обладает устойчивыми ценностями, уверенностью в себе, способностью принимать решения и действовать в соответствии с ними, а также способностью преодолевать трудности и достигать поставленных целей.
Задание №3
Приведите доказательства того, что личностью может быть только человек.
Ответ:
Личностью может быть только человек, так как она связана с осознанием себя как индивида, субъекта деятельности и обладания сознанием и разумом. Только человек имеет способность к самоопределению, рефлексии, анализу и выбору. Животные и другие организмы не обладают такими качествами и не могут быть личностями.
Задание №4
Проанализируйте пословицы. О каких качествах человека они говорят?
• Семь раз отмерь — один раз отрежь.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Без терпения нет учения.
• Любишь есть калачи — не сиди на печи.
• Труд человека кормит, а лень портит.
• Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
• Землю красит солнце — а человека труд.
Ответ:
1. Пословица "Семь раз отмерь — один раз отрежь" говорит о необходимости внимательно и тщательно планировать свои действия, чтобы избежать ошибок и непредвиденных проблем.
2. Пословица "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда" говорит о необходимости приложить усилия и работать усердно, чтобы достичь желаемого результата.
3. Пословица "Без терпения нет учения" говорит о необходимости быть настойчивым и терпеливым в процессе обучения или достижения целей.
4. Пословица "Любишь есть калачи — не сиди на печи" говорит о необходимости быть активным и заниматься делом, а не только наслаждаться результатами или удовольствиями.
5. Пословица "Труд человека кормит, а лень портит" говорит о важности труда и активности для достижения успеха и благополучия.
6. Пословица "Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен" говорит о том, что учение и достижение целей могут быть трудными и скучными, но они приносят положительные результаты и удовлетворение.
7. Пословица "Землю красит солнце — а человека труд" говорит о том, что труд человека является важным и неотъемлемым элементом жизни, который приносит пользу и преображает окружающий мир.
Задание №5
Проанализируйте высказывания. Выберите качества личности, которые вы считаете достойными. Какие качества вас привлекают, а какие вызывают у вас отрицательные чувства?
• Человек подобен дроби, в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л. Н. Толстой, русский писатель)
• Ближе всего к великому стоит честность. (В. Гюго, французский писатель)
• Высший суд — суд совести. (В. Гюго)
• Праздность — корень всему злу. (А. В. Суворов, русский полководец)
• Личный эгоизм — родной отец подлости. (М. Горький, русский писатель)
• Малодушие возбуждает в нас одно только презрение. (Ф. Шиллер, немецкий драматург)
Ответ:
• Человек подобен дроби, в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л. Н. Толстой, русский писатель)
Я думаю, что Л. Н. Толстой говорил об эгоистичности, самомнении. Чем больше знаменатель, тем, меньше число, и наоборот − при меньшем знаменателе дробь, символизирующая действительную “ценность" человека в обществе, повышается. Чем меньше человек думает о себе, тем больше он совершенствуется и становится сильнее. Человек начинает обращать внимание на других, замечает проблемы, окружающие его и его близких. И это абсолютно правильно.
• Ближе всего к великому стоит честность. (В. Гюго, французский писатель)
Честность – одна из самых важных и сложных черт человека. Нужно не только быть честным по отношению к другим, не лукавить и не обманывать, но ещё уметь быть честным с самим собой. А это сложнее всего – понимать мотивы своих действий, признавать свои ошибки и уметь менять свои привычки.
• Высший суд — суд совести. (В. Гюго)
Совесть – это осознание себя в обществе, контроль своего поведения на основе моральных ценностей.
Гюго считает, что самое страшное наказание – самокритика, собственное отношение человека к своему поступку. Никто не осудит тебя больше, чем ты сам, когда понимаешь вину. Человек, не исправивший свою ошибку может годами мучиться угрызениями совести и страдать. Это и есть высший суд над собой. И самый действенный способ борьбы с плохими чертами характера.
• Праздность — корень всему злу. (А. В. Суворов, русский полководец)
Праздность − это безделье, бездействие или лишенное цели времяпрепровождение. Я думаю, автор говорит о дисциплине, когда ты делаешь что−то правильное и полезное, потому что это необходимо сделать, а не предаешься праздности – не ленишься, и не тратишь время попусту. Это вклад в развитие себя, как личности.
• Личный эгоизм — родной отец подлости. (М. Горький, русский писатель)
Эгоизм − это слишком сильная любовь к самому себе, возведение своих интересов и потребностей на верхнюю ступеньку пьедестала. Эгоистичный человек думает только о себе, его не заботят проблемы окружающих. Эгоист готов на многое в своих интересах… кто знает, может и на подлость пойдет рано или поздно.
• Малодушие возбуждает в нас одно только презрение. (Ф. Шиллер, немецкий драматург)
Малодушие – это трусость, недостаток воли, а также слабость характера. Но не стоит забывать, что не каждый человек может быть великодушным. Это очень большая работа над собой. У меня малодушные люди не вызывают презрения, а скорее, жалость.
Качества личности, которые я считаю достойными и привлекательными, включают честность, совесть, трудолюбие, настойчивость и уверенность. Эти качества помогают человеку быть надежным, ответственным, успешным и морально прямым.
Качества личности, которые вызывают у меня отрицательные чувства, включают эгоизм, праздность и малодушие. Эти качества могут привести к недобросовестному поведению, отсутствию мотивации и слабости перед трудностями.
В целом, я предпочитаю людей, которые проявляют честность, трудолюбие и настойчивость в своих действиях и стремятся к личному и профессиональному развитию.
Выполняем задания
Задание №1
Проанализируйте приведённые ниже сюжеты. Кого из героев этих историй вы назвали бы сильной личностью?
а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.
б) Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый», может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки своих ботинок. Но почему−то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком.
в) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вину. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть, или наврать, или пустить в ход кулаки…»
г) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.
д) Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём».
Ответ:
Я считаю, что сильной личностью можно назвать Валентина и Олега.
а) Быть сильным физически не значит быть сильной личностью, ведь для того, чтобы бегать, подтягиваться и выполнять физические упражнения нужно использовать только физический потенциал тела. Сильная личность – это не про физическую подготовку, а про склад характера, черт, мышления и ценностей.
б) Алексей поступает подло и глупо, обижая слабых. Он напрасно считает, что "слабый" человек не может нормально жить и развиваться. Сильная личность выбирает себе соперника на своём уровне, использует ум и рассудительность, чтобы принимать решения и действовать.
в) Оксана не права. Человек, являющийся сильной личностью, может признать свои ошибки и не желать всегда казаться правым. Умение исправить случившееся и сделать выводы − черта сильной личности.
г) У Валентина есть моральные качества, есть сила воли, есть рассудительность. Он проявляет трудолюбие, ответственность и заботу о своей больной матери, не жалуясь на свою ситуацию и выполняя все домашние обязанности самостоятельно. Он демонстрирует высокую степень надежности и ответственности, несмотря на сложности, с которыми он сталкивается.
д) Олег – смелый и благородный мальчик. Он думает, что родители могут наказать сестру за разбитую лампу, поэтому берет вину на себя. Так он проявляет заботу и любовь к сестре. Только сильная личность может так поступить.
Задание №2
Какие два из перечисленных понятий используются при определении индивидуальности человека? Уникальность; общность; стандартность; неповторимость; пассивность.
Ответ:
Индивидуальность − это сочетание в одном человеке разных качеств и черт, комбинация которых присуща только ему. Синонимы: уникальность, неповторимость.
Задание №3
Используя предложенные характеристики, составьте портрет сильной личности.
• Стремится быть в центре внимания
• Проявляет интерес к науке и культуре
• Много читает, любит разную литературу
• Интересуется только техническими науками
• Умеет превращать свои недостатки в достоинства
• Умеет слушать других, хороший собеседник
• В разговоре всегда тянет одеяло на себя
• Ничего не боится, чувство страха ему неведомо
• Настроение всегда оптимистическое, грусти не любит
• Любит юмор, часто использует его в разговорах и беседах
Ответ:
Сильная личность - это человек, который проявляет интерес к науке и культуре, много читает и любит разную литературу. Его интерес не ограничен только техническими науками. Он умеет слушать других и является хорошим собеседником. Его настроение всегда оптимистическое, и он не любит грустить. Он также любит юмор и часто использует его в разговорах и беседах.
Участвуем в проектной деятельности
Задание №1
Тема проекта: «Сильная личность»
Составьте вербальный (словесный) портрет сильного человека. Найдите в дополнительной литературе (или воспользуйтесь ресурсами Интернета) примеры сильных личностей среди наших соотечественников. Подготовьте сообщение и презентацию.
Ответ:
Примером сильной личности можно назвать Михаила Ломоносова. Он был выдающимся ученым, писателем и просветителем XVIII века. Ломоносов проявлял огромный интерес к науке и культуре, учился в Московском университете и активно занимался исследованиями в области химии, физики, астрономии, геологии и других наук. Он был очень эрудированным человеком, много читал и любил разную литературу. Несмотря на то, что он не был изначально общепризнанным ученым, он упорно работал над своими знаниями и навыками, что позволило ему стать одним из величайших умов своего времени. Он был отличным собеседником и слушателем, всегда готовым поделиться своими знаниями и опытом.