§ 17–18. Преображённая Россия, страница 102

Какие из изменений, произошедших при Петре Великом в сфере образования и культуры, представляются вам наиболее важными?

1 Личность царя-реформатора. «Птенцы гнезда Петрова».

● Какие из перечисленных качеств Петра I представляются вам наиболее привлекательными?

 

2 Светский облик культуры

Сухарева башня. Гравюра середины XIX в.
△ Выясните происхождение названия башни. Какова была её судьба в ХХ в.?

 

Титульный разворот «Арифметики…» Л. Магницкого
△ Решите одну из задач из учебника Магницкого: «В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса».

 

Гражданская азбука 1710 г.
△ Объясните слова Ломоносова: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

 

Здание Кунсткамеры. Архитекторы Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Кьявери, М. Земцов; перестроено после пожара в середине XVIII в., архитектор С. Чевакинский
△ Опираясь на изображение здания Кунсткамеры, опишите особенности архитектуры Петровского времени.

 

«Портрет напольного гетмана». Художник И. Никитин. С.-Петербург, Государственный Русский музей
△ Определите, чем живопись Петровской эпохи отличалась от русской живописи ХVII в.

 

● Назовите наиболее значимые отличия русской культуры Петровского времени от культуры предшествующего времени.

 

3 Изменения в быту

«Ассамблея при Петре I». Художник С. Хлебовский. С.-Петербург, Государственный Русский музей
△ Опишите внешний вид участников ассамблеи.

 

● Что изменилось в быте дворян во времена Петра I?

 

4 Итоги Петровских реформ

● Назовите важнейшие изменения, произошедшие в России в ходе Петровских реформ.

 

Вопросы и задания

1. Какие перемены произошли в развитии образования и науки при Петре I?
2. Объясните, почему преобразования в сфере культуры, осуществлённые при Петре I, иногда называют «культурной революцией».
3. Назовите наиболее известные достижения русской культуры времён правления Петра I.
4. Какие изменения произошли в сфере быта при Петре I?
5. Дайте общую оценку реформ Петра Великого. Можно ли считать, что они способствовали ускорению развития России? Приведите конкретные факты в подтверждение своего мнения.
6. В чём, на ваш взгляд, состоит главная идея картины В. Серова, размещённой в начале параграфа? Подберите высказывания на эту тему.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывки из книги «Юности честное зерцало» и выполните задание.
15. Имеет отрок наипаче всех человек прилежать, как бы себя мог учинить благочестна и добродетельна, ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки. Понеже благочестие есть похвала юности, и счастие благополучное, и красота в старости. <…>
18. Младый шляхтич или дворянин, ежели в экзерциции (упражнениях, умениях. — Прим. авт.) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцевании, в шпажной битве и может добрый разговор учинить, и тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досугами, прямым придворным человеком быть. <…>
22. Отрок должен быть весьма учтив и вежлив как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив… Ибо вежливу быть на словах, а шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно, и лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван.

● Объясните слова документа: «...ибо не славная его фамилия и не высокий род приводит его в шляхетство, но благочестные и достохвальные его поступки».

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «кунсткамера». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России первой половины ХVIII в.

 

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие из изменений, произошедших при Петре Великом в сфере образования и культуры, представляются вам наиболее важными?