§ 44. Развитие науки и техники, страница 279
Как вы думаете, что способствовало, а что мешало развитию науки и техники в XVIII в.?
1 Люди русской науки
● Почему, по вашему мнению, занятие наукой считалось «побочным продуктом государственной службы»?
2 Науки естественные
«В. Беринг и А. Чириков в Петропавловске в 1741 г.». Художник И. Пшеничный. С.-Петербург, Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого
△ Выясните, какие географические объекты были названы в память об изображённых на картине людях. Используя атлас, покажите эти объекты на географической карте.
Модель паровой машины И. Ползунова
△ Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение об особенностях паровой машины Ползунова.
● Назовите важнейшие достижения русских учёных и изобретателей ХVIII в.
3 Науки гуманитарные
● Назовите наиболее важные исследования в гуманитарных науках российских учёных ХVIII в. Какие взгляды по норманнской проблеме преобладают в современной исторической науке?
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику деятельности первых российских учёных.
2. Какую роль играло государство в становлении и развитии научных исследований в России? Почему для страны было важно развитие науки?
3. В каких научных направлениях были достигнуты наиболее существенные результаты? Охарактеризуйте эти результаты.
4. Дайте характеристику роли М. Ломоносова в развитии российской науки.
5. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из российских учёных или изобретателей ХVIII в.
6. Почему русская наука зародилась именно в ХVIII в.? Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего выяснить, что такое наука.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) учреждение Российской академии; 2) учреждение Петербургской Академии наук; 3) создание паровой машины И. Ползунова; 4) издание Атласа Российского; 5) начало создания Эрмитажа.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Выясните происхождение и значение термина «Эрмитаж». Почему этим термином был назван крупнейший художественный музей России?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как вы думаете, что способствовало, а что мешало развитию науки и техники в XVIII в.?