§ 10. Строительство империи: трансформация власти, страница 60

Какие важнейшие изменения произошли в системе государственного управления в результате реформ Петра I?

1 Цели и характер Петровских реформ

● В чём, по мнению Петра I, состояли цели его реформ?

 

2 Государственно-административные реформы

● Составьте в тетради таблицу «Органы центральной власти», указав в ней названия новых органов власти, появившихся в России при Петре I, а также годы их учреждения и функции.

 

3 Генеральный регламент

● В чём состояла цель принятия Генерального регламента?

 

4 Реформа местного управления

● Как назывались административные единицы, на которые делилась Россия до реформ Петра I? Выясните, продолжали ли они существовать после его реформ.

 

5 Новый образ власти

● Что такое бюрократия?

 

Вопросы и задания

1. Из курса всеобщей истории вспомните, что такое абсолютная монархия. В каких странах Западной Европы такая система правления сложилась в ХVII в.?
2. В чём состояли цели Петровских реформ в сфере государственного управления? Каковы были их особенности?
3. Какой высший орган власти появился в России при Петре I? Чем он отличался от Боярской думы?
4. Заполните в тетради таблицу «Петровские коллегии».
Название коллегии Её функции 
Чем коллегии отличались от приказов?
5. Каковы были главные задачи фискалов и прокуроров?
6. Что нового в местном управлении появилось в ходе Петровских реформ? Составьте схему местного управления, созданного Петром.

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) начало создания коллегий; 2) учреждение должности генерал-прокурора; 3) учреждение Сената; 4) издание Генерального регламента.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из указа Петра I об учреждении Сената. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедником да последует.
2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать…
5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и освидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной. 8. Торг китайской, сделав компанию добрую, отдать. 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облегчить, в чём пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезду…

● 1. Используя дополнительные источники информации, запишите в тетради определения неизвестных вам слов (словосочетаний). 2. Какие пункты указа можно отнести к функциям Сената как высшего государственного органа, а какие связаны с конкретными задачами, стоявшими в момент отъезда царя? Своё мнение аргументируйте. 3. Как вы понимаете смысл знаменитого афоризма Петра I: «Деньги суть артерии войны»?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните происхождение и значение термина «сенат». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно Петровской эпохи.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие важнейшие изменения произошли в системе государственного управления в результате реформ Петра I?