§ 27–28. Экономика России во второй половине XVIII в.: хозяйство империи, страница 169

Как повлиял на развитие промышленности указ о свободе предпринимательства?

1 Жизнь и труд крестьянина

«Жатва». Художник В. Каменев
△ Как называлось основное орудие труда русских крестьян, которое они использовали при жатве?

 

«Крестьянин-отходник, работающий по найму на огороде». Художник Дж. Аткинсон
△ Объясните, почему отходничество было особенно распространено в Нечерноземье.

 

● Перечислите главные занятия русских крестьян.

 

2 Предпринимательство по-российски

● Опишите главные проблемы, стоявшие перед российской промышленностью в ХVIII в.

 

3 Указ о свободе предпринимательства и его последствия

● Какова была цель принятия указа о свободе предпринимательства?

 

4 Торговый оборот

Герой пьесы в стихах
А. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов жаловался:
А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Грабители карманов и сердец!
△ Объясните слова героя пьесы.

 

«Ярмарка». Художник И. Куликов. Муромский историко-художественный музей
△ Из курса истории России ХVII в. вспомните, что такое ярмарки, когда они появились, каково было их значение.

 

● Какие товары Россия преимущественно закупала за границей, а какие экспортировала?

 

Вопросы и задания

1. Как развивалась экономика России в XVIII в.? Что способствовало этому развитию, а что тормозило его?
2. Как влияли огромные размеры территории России на развитие экономики страны? Укажите положительные и отрицательные последствия. Какие, на ваш взгляд, преобладали?
3. Как природно-климатические условия влияли на состояние сельского хозяйства? Приведите примеры.
4. Какие меры, принятые государством во второй половине ХVIII в., благотворно сказались на развитии экономики России? Приведите конкретные примеры.
5. Дайте характеристику внутренней и внешней торговли России в ХVIII в.
6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Используя свои знания по экономической географии, предположите, какими товарами могли торговать на рынке в Нижнем Новгороде.
7. Найдите на карте 3 (см. Приложение) крупнейшие населённые пункты, упомянутые в параграфе. Покажите промышленные центры, мануфактуры, важнейшие ярмарки.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте выдержку из выступления депутата Уложенной комиссии купца из города Серпейска Р. Глинкова. Ответьте на вопросы и выполните задание.
…Не будет ли признано нужным, для пользы государственной, разрешить заводить фабрики одним купцам, ибо они составляют торг, то есть покупку и продажу всяких материалов, и что принадлежит только купечеству. Если же повелено будет…
строить и размножать фабрики людям всякого чина, то следует постановить, чтобы они строились на одинаковом основании, как купцами, так и дворянами, то есть не своими крестьянами, которые отнимаются от хлебопашества, а по найму с уплатою за произведённые работы наличными деньгами. Таким образом, тот, кто пожелает завести фабрику, должен объявить капитал и им её строить. Но если кто, имея крестьян, станет неволею принуждать их строить или требовать для строения припасов или материалов безденежно, на таковых наложить штраф, какой будет определён, или подвергнуть их лишению какой-либо части капитала или даже самой фабрики.

● 1. Почему купцы были недовольны тем, что дворяне при создании мануфактур использовали бесплатный труд своих крепостных? 2. Как вы думаете, почему предложение депутата не было реализовано? 3. Депутат Глинков известен как изобретатель. На основе дополнительных материалов составьте краткую справку о нём и его изобретениях.

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Раскройте смысл понятия «отходники». Были ли отходники в России в предшествующее время? Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России ХVIII в.

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как повлиял на развитие промышленности указ о свободе предпринимательства?