§ 43. Развитие образования, страница 271

Что нового содержала в себе система образования, созданная при Екатерине II?

«Вид города на берегу реки (Вид на здание Московского университета со стороны реки Неглинной)». Художник И. Мошков. С.-Петербург, Государственный Русский музей
△ Найдите современную фотографию этого здания. Какие изменения произошли?

 

1 «Рыцарские академии» и Воспитательное общество благородных девиц

Кадет Сухопутного кадетского корпуса конца XVIII в.
Кадет Морского кадетского корпуса конца XVIII в.
△ Опишите мундиры кадетов. В чём состояли отличия мундиров Сухопутного и Морского корпусов?

 

«Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)». Художник К. Беггров
△ Предположите, что имела в виду Екатерина II, говоря о «новой породе людей». Почему императрица мечтала о создании таких людей?

 

● Какие новые учебные заведения для дворян появились в 1730—1760-е гг.?

 

2 Создание системы начального образования

● 1. Какова была цель создания системы начального образования? 2. В конце ХVIII в. в России проживало около 37 млн человек, а в учебных заведениях всех типов обучалось лишь чуть более 20 тыс. учащихся. Каковы причины столь незначительного количества школьников?

 

3 Высшая школа и частные заведения

● Почему учёба в Московском университете в ХVIII в. не пользовалась популярностью в среде дворянства?

 

Вопросы и задания

1. С какой целью создавались учебные заведения для дворянских детей? Чему в них учили? Кого в них готовили?
2. Расскажите о системе начального образования, созданной в 1780—1790-х гг. Какие требования предъявлялись к учителям и учащимся?
3. В чём состояли причины, тормозившие развитие начального образования?
4. Как происходило становление высшего образования в России? Какое значение имело учреждение Московского университета?
5. С чем был связан рост числа частных пансионов и школ во второй половине ХVIII в.?

 

Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ

Расположите в хронологической последовательности события: 1) учреждение Московского университета; 2) учреждение Сухопутного шляхетного корпуса; 3) учреждение Смольного института; 4) издание Устава народным училищам; 5) учреждение Морского шляхетного корпуса.

 

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из воспоминаний известного военного, учёного ХVIII в. М. Данилова и ответьте на вопросы.
От роду моего лет семи или более отдали меня… в том же селе Харине, где отец  мой жил, пономарю Филиппу, прозванием Брудастому, учиться… Памятно мне моё учение… и поднесь, по той, может быть, причине, что часто меня секли лозою: я не могу признаться по справедливости, чтоб во мне была тогда леность или упрямство, а учился я по моим летам прилежно, и учитель мой задавал мне урок весьма умеренный… но как нам, кроме обеда, никуда от Брудастого отпуска ни на малейшее время не было, а сидеть на скамейках бессходно и в большие летние дни (пока Брудастый работал в поле) великое мучение претерпевали, то я от такового всегдашнего сидения так ослабевал, что голова моя делалась беспамятна и всё, что выучил прежде наизусть при слушании урока, ввечеру и половины прочитать не мог, за что последняя резолюция меня, как непонятливого, «сечь». Я мнил тогда, что необходимо при учении терпеть наказание.
● 1. Кто учил детей небогатых дворян? 2. Почему учитель автора воспоминаний — священнослужитель — должен был работать в поле?

 

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Выясните происхождение и значение термина «корпус». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно его значения в параграфе.

 

 

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что нового содержала в себе система образования, созданная при Екатерине II?