§ 21–22. По заветам Петра Великого, страница 129
Какова разница между прямыми и косвенными налогами? Почему правительство Елизаветы Петровны предпочитало повышать именно косвенные налоги?
1 Елизавета Петровна — правительница
Портрет графа А. Бестужева-Рюмина. Художник Л. Токке. Москва, Государственная Третьяковская галерея
△ Выясните причины опалы, в которой оказался А. Бестужев-Рюмин в конце правления Елизаветы Петровны.
Из воспоминаний секретаря французского посольства в России Ж.-Л. Фавье
Сквозь всю её доброту и гуманность, доведённую до крайности безрассудным обетом (об отмене смертной казни. — Прим. авт.)… в ней нередко просвечивают гордость, высокомерие, иногда даже жестокость, но более всего — подозрительность. В высшей степени ревнивая к своему величию и верховной власти, она легко пугается всего, что может ей угрожать уменьшением или разделом этой власти… Зато императрица Елисавета вполне владеет искусством притворяться.
Тайные изгибы её сердца часто остаются недоступными даже для самых старых и опытных придворных, с которыми она никогда не бывает так милостива, как в минуту, когда решает их опалу. Она ни под каким видом не позволяет управлять собой одному какому-либо лицу, министру или фавориту, но всегда показывает, будто делит между ними свои милости и своё мнимое доверие.
△ 1. Почему автор документа утверждает, что обещание Елизаветы Петровны не казнить никого было «безрассудным обетом» (т. е. неразумным)? 2. На основе документа охарактеризуйте императрицу Елизавету Петровну как правительницу.
Портрет И. Шувалова. Художник Л. Токке. С.-Петербург, Государственный Эрмитаж
△ 1. На основе источника составьте список государственных дел, в решении которых участвовал Шувалов. 2. Почему Шувалов так настойчиво рассказывает о своём бескорыстии?
● В чём, по вашему мнению, заключалось главное отличие царствования Елизаветы Петровны от царствования Анны Иоанновны? Подтвердите свой ответ историческими фактами.
2 Деловые новшества
● Охарактеризуйте достижения в экономике России периода царствования Елизаветы Петровны.
3 Реформы царствования Елизаветы Петровны
«Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца от начала Невского проспекта. Около 1800 г.». Художник Б. Патерсен. С.-Петербург, Государственный Эрмитаж
△ Найдите современные фотографии этого места. Опишите изменения, произошедшие с 1800 г.
● Перечислите реформы, предпринятые в годы царствования Елизаветы Петровны.
4 Положение основных сословий
● Какие изменения в положении сословий произошли в период царствования Елизаветы Петровны?
5 Правление Петра III
Портрет Петра III. Художник Ф. Рокотов. Владикавказ, Художественный музей им. М. Туганова
△ Объясните, что имел в виду французский посол в России, говоря об обстановке при дворе Петра III: «Король здесь истинный император».
Из воспоминаний Е. Дашковой о Петре III
Обычно император приходил в придворную церковь только к концу службы, он гримасничал, паясничал и передразнивал пожилых дам, которым сам приказывал делать реверансы по французской моде, а не кланяться, как было принято у нас прежде. Несчастные престарелые дамы с трудом удерживались на ногах…
Явиться утром на вахт-парад главным капралом, хорошо пообедать, выпить доброго бургундского, провести вечер со своими шутами... исполнять приказания прусского короля — вот что составляло счастье Петра III.
…Он не был злым, но его ограниченность, недостаток воспитания, интересы и природные склонности свидетельствуют о том, что из него вышел бы хороший прусский капрал, но никак не государь великой империи.
△ Как вы считаете, можно ли считать характеристику автора источника объективной? Своё мнение обоснуйте.
● Перечислите наиболее важные события, произошедшие в период царствования Петра III.
6 В «концерте» европейских держав
△ 1. Используя атлас, с опорой на карту опишите ход военных действий. 2. Покажите территорию, отошедшую к России в результате войны.
Из донесения командующего русской армией Елизавете Петровне
О победе ничего решительно предвидеть нельзя было тем паче, что… войско, находясь в марше, за множеством обозов не с такой способностью построено и употреблено быть могло, как того желалось и поставлено было, но справедливость дела… гордого неприятеля победоносному вашему оружию в руки предано.
И тако… оной совершенно разбит, рассеян и лёгкими войсками чрез реку Прегель прогнан.
△ Выясните, кто был автором этого донесения и почему победа была неожиданной для самого командующего.
«Сражение при Цорндорфе 14 (25) августа 1758 года». Художник А. Коцебу. С.-Петербург, Государственный Эрмитаж
△ Выясните, почему обе стороны объявили о своей победе в сражении при Цорндорфе.
Портрет Фридриха Великого. Художник А. Графф
В каких военных кампаниях, помимо Семилетней войны, участвовал Фридрих Великий? Для ответа обратитесь к материалам курса по всеобщей истории.
● 1. Перечислите важнейшие события внешней политики России в период царствования Елизаветы Петровны. 2. Покажите на карте 2 (см. Приложение) места крупнейших сражений, крепости и города, занятые русскими войсками в ходе Семилетней войны. 3. Какие из подписанных на карте 2 городов в настоящее время входят в состав Российской Федерации? Каковы их современные названия?
Вопросы и задания
1. Дайте характеристику внутренней политики Елизаветы Петровны.
2. В чём проявился возврат к политике Петра I в годы правления Елизаветы Петровны?
3. Расскажите о главных помощниках Елизаветы Петровны. Каковы их заслуги перед страной?
4. Дайте характеристику внешней политики Елизаветы Петровны. Какие внешнеполитические задачи удалось решить, а какие — нет?
5. Составьте план ответа на тему «Участие России в Семилетней войне».
6. Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение об одном из русских военачальников, участвовавших в Семилетней войне.
7. Почему был свергнут император Пётр III?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события, произошедшие в правление Елизаветы Петровны: 1) сражение при Цорндорфе; 2) подписание Абоского мира; 3) отмена внутренних таможенных пошлин; 4) окончание войны за Австрийское наследство.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из указа Елизаветы Петровны 1760 г. и ответьте на вопросы.
Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян также и женский пол, которые, вместо должных по своим званиям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными продерзостными поступками многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к… поселению… в Сибирь… А помещикам… давать для зачёта в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции… а кои из тех женаты, то отдавать тех людей с жёнами, а буде у коих из тех малолетние дети будут, кои сами помещики при отцах и матерях на то поселение отдать пожелают, за таковых платить тем помещикам из казны…
● 1. За какие провинности помещики получали право ссылать крестьян? 2. С какой целью был издан этот указ? 3. Почему вводились ограничения по состоянию здоровья и по возрасту для ссыльных? 4. Можно ли считать, что данный указ был принят не только в интересах помещиков, но и в интересах государства? Ответ аргументируйте.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните смысл понятия «вексель». Существуют ли векселя в наше время? Для чего они нужны?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какова разница между прямыми и косвенными налогами? Почему правительство Елизаветы Петровны предпочитало повышать именно косвенные налоги?