§ 45. Архитектура и искусство, страница 287
Чем отличается барокко от классицизма в архитектуре?
1 Архитектурные стили и мастера
«Вид на Большой каскад, фонтан Самсона и Большой дворец в Петергофе». Гравюра начала XIX в.
△ Выясните, кто был автором фонтана «Самсон», когда он был создан и что символизировал.
«Вид здания Сената (справа) в Кремле». Около 1800 г. Художник Ф. Алексеев. С.-Петербург, Государственный Эрмитаж
«Старое здание Московского университета». Копия Д. Афанасьева с работы неизвестного художника XIX в. Пензенская область, Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
△ Выделите общие черты архитектурных сооружений, созданных под руководством М. Казакова. Как его архитектурные замыслы отражают дух своего времени?
● Назовите самые известные архитектурные памятники второй половины ХVIII в.
2 Живопись, гравюра, скульптура
«Казанский Гостиный Двор». Гравюра первой половины XIX в.
△ Выясните, почему торговые ряды было принято называть гостиными дворами.
Портрет П. А. Демидова. Художник Д. Левицкий. Москва, Государственная Третьяковская галерея
△ Что можно узнать об увлечениях П. Демидова на основе анализа картины?
«Прощание Гектора с Андромахой». Художник А. Лосенко. Москва, Государственная Третьяковская галерея
С эпизодом какого известного произведения связан сюжет картины?
● Какие жанры получили наибольшее распространение в изобразительном искусстве России в ХVIII в.?
Вопросы и задания
1. Какие изменения произошли в градостроительстве России в ХVIII в. в сравнении с предшествующим временем?
2. Охарактеризуйте особенности русской архитектуры ХVIII в. Расскажите о двух-трёх известных постройках ведущих архитекторов.
3. Какие архитектурные стили преобладали в ХVIII в.? Почему, на ваш взгляд, в середине века произошла смена стиля?
4. С чем связано преобладание в русской живописи ХVIII в. портретного жанра?
5. Найдите изображения исторических полотен русских художников ХVIII в. Каковы были особенности этих картин? Каким событиям они посвящены?
6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Объясните происхождение названия дворца.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте выдержки из письма скульптора Э. Фальконе к Д. Дидро. Выполните задания и ответьте на вопрос.
Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность создателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.
Мой царь не держит никакого жезла; он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей.
Итак, эта отеческая рука, эта скачка по крутой скале — вот сюжет, данный мне Петром Великим. Природа и люди противопоставляли ему самые отпугивающие трудности. Силой упорства своего гения он преодолел их, он быстро совершил то добро, которого никто не хотел… Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски.
● 1. Объясните замысел автора скульптуры. Рассмотрите изображение памятника на с. 15 и покажите, как был реализован этот замысел. 2. Как Фальконе трактовал роль Петра I в истории России?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Выясните происхождение и значение термина «рококо». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России ХVIII в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Чем отличается барокко от классицизма в архитектуре?