§ 3. Пётр I: становление реформатора, страница 17

Как увлечения юного Петра I сказались на особенностях его характера?

1 Детство Петра

● Что вам известно о детстве Петра I?

 Ответ: Детство Петра I прошло вдали от кремлёвских интриг, в подмосковном селе Преображенском. Он рано лишился отца, рос любознательным, увлекался военными играми, имел множество игрушек военной тематики. Его обучение было традиционным, но он проявлял живой интерес к практическим знаниям и ремёслам.

2 Обучение и воспитание царевича Петра

«Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым». Художник Н. Неврев.
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
△ Как мать Петра и патриарх воспринимали увлечение царя иноземной одеждой?

 Ответ: Мать Петра, царица Наталья, и патриарх Адриан с неодобрением относились к его увлечению иноземной одеждой, видя в этом отход от традиционных русских обычаев и православных норм.

● Как Пётр Алексеевич стал образованным человеком?

 Ответ: Пётр стал образованным человеком благодаря своей любознательности, трудолюбию и практическому обучению. Он осваивал науки через общение с иностранными специалистами, личное участие в ремёслах и военных упражнениях, а также через самообразование.

3 Увлечения Петра

● Опишите главные увлечения юного Петра I.

 Ответ: Главными увлечениями юного Петра были военные игры ("потешные" полки), кораблестроение (судостроение на Плещеевом озере), а также практические ремёсла (плотничество, токарное дело).

4 Морской человек

«Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово». Художник А. Кившенко. С.-Петербург, Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого
△ Опишите внешние отличия солдат петровского потешного войска от русских воинов ХVII в.

 Ответ: Солдаты петровского потешного войска носили униформу европейского образца — короткие кафтаны, камзолы, треуголки, в отличие воинов XVII века, носивших традиционные длиннополые одежды, тегилеи и шапки-мирки.

● В чём проявлялась страсть юного Петра I к морскому делу?

 Ответ: Страсть Петра к морскому делу проявилась в его увлечении судостроением (постройка флотилии на Плещеевом озере), изучении морского дела в Архангельске, личном участии в морских походах и создании военно-морского флота России.

5 Азовские походы

● 1. Из курсов истории России 6 и 7 классов вспомните, когда турки захватили Азов. В чём заключалась ценность этой крепости для Османской империи? 2. Почему Россия в ХVII в. не решилась вступить в войну с Турцией после захвата Азова донскими казаками? 3. Используя атлас, покажите на карте пути движения русских войск к Азову. Почему дойти до Азова оказалось легче, чем до Перекопа во время Крымских походов? Покажите места постройки кораблей и город, основанный Петром I на Азовском море.

Ответ:

  1. Турки захватили Азов в 1471 году. Ценность крепости для Османской империи заключалась в контроле над устьем Дона и выходом в Азовское и Чёрное моря.

  2. Россия не решилась вступить в войну из-за неподготовленности к крупному конфликту с мощной Османской империей и отсутствия союзников.

  3. Русские войска двигались к Азову по суше через южные степи, а также по реке Дон. Дойти до Азова было легче, чем до Перекопа, потому что путь не пересекал обширные безводные степи и не требовал преодоления укреплений Крымского перешейка. Корабли строились на верфях в Воронеже. Город, основанный Петром I на Азовском море — Таганрог (крепость и гавань).

Вопросы и задания

1. Как проходило обучение царевича Петра Алексеевича?
2. Каковы особенности жизни царя Петра I в период правления царевны Софьи?
3. Охарактеризуйте главные увлечения юного Петра I. Как они повлияли в будущем на его преобразования?
4. Каковы были причины Азовских походов? Опишите важнейшие события, связанные с этими походами.
5. Объясните, какое значение для России имело взятие Азова. При ответе используйте карту.
6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Как на рисунке отражены особенности осады Азова?

Ответы на Вопросы и задания:

1. Как проходило обучение царевича Петра Алексеевича?
Ответ: Обучение Петра было традиционным: грамота, чтение, церковные книги под руководством дьяка Никиты Зотова. Позже он самостоятельно изучал светские науки, ремёсла и военное дело через практику и общение с иностранными специалистами.

2. Каковы особенности жизни царя Петра I в период правления царевны Софьи?
Ответ: Пётр жил в подмосковном селе Преображенском вдали от двора, занимался военными играми, создал "потешные" полки, избегал кремлёвских интриг, что позволило ему сформировать независимый характер и интерес к практическим знаниям.

3. Охарактеризуйте главные увлечения юного Петра I. Как они повлияли в будущем на его преобразования?
Ответ: Главные увлечения — военное дело (потешные полки), кораблестроение и ремёсла. Они легли в основу его реформ: создание регулярной армии, флота и развитие промышленности.

4. Каковы были причины Азовских походов? Опишите важнейшие события, связанные с этими походами.
Ответ: Причины — необходимость выхода к морю и борьба с Турцией. Важнейшие события: первый неудачный поход (1695), строительство флота в Воронеже, взятие Азова (1696) после осады и блокады с моря.

5. Объясните, какое значение для России имело взятие Азова. При ответе используйте карту.
Ответ: Взятие Азова дало России первый выход к Азовскому морю, укрепило южные границы и стало шагом к будущим завоеваниям на Чёрном море.

6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. Как на рисунке отражены особенности осады Азова?
Ответ: На изображении показаны штурмовые лестницы, земляные валы (шанец), артиллерийские обстрелы и активное участие Петра I в осаде, что отражает реальные методы взятия крепости.

Работаем с ИСТОЧНИКОМ

Прочитайте отрывок из отписки (отчёта) главнокомандующего русской армией Петру I и выполните задание.
…Писал к тебе, великому государю царю… я, холоп твой, о приходе своём на твою, великого государя, службу с твоими, великого государя, ратными конными и пешими людьми под Азов и о боях с крымским Нурадыном-салтаном, и с Муртазою-пашою кафинским, и с Кубеком-агою кубанским, и с крымскими татары, и с кубанскими ногайцы, и о победе над ними, и что… твоими, великого государя, великороссийскими и малороссийскими конными и пешими ратными людьми над городом Азовом чиним ко взятию того Азова воинской промысл днём и ночью непрестанно, и для крепкого приступу и охранение в том приступе твоих, великого государя, ратных людей к городу Азову от шанец (земляных укреплений. — Прим. авт.) начали валить вал земляной и тем валом и шанцами подошли близь азовских городовых стен к самому рву.
А после того тот вал к азовским городовым стенам привалил и ров засыпали.
И июля ж, государь, в 19 день… я, холоп твой… великороссийских и малороссийских войск ратными людьми усердным радетельством и воинским крепким промыслом, и храбростию турской город Азов со всеми в нём осадными сидельцы и с пушками, и со всякими воинскими полковыми и осадными припасы, и с хлебными запасы взяли…

● Используя источник, расскажите о взятии Азова русскими войсками.

 Ответ: Взятие Азова осуществлялось путём осады: русские войска строили земляные укрепления (шанец), подвели вал к стенам крепости, засыпали ров и после интенсивного штурма 19 июля овладели городом с трофеями и пленными.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Объясните смысл понятия «потешное войско». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России конца ХVII в.

 Ответ: «Потешное войско» — первоначально детские игровые полки Петра I, которые со временем превратились в реальные воинские формирования. Факт: из потешных полков были созданы первые гвардейские полки русской армии — Преображенский и Семёновский.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Как увлечения юного Петра I сказались на особенностях его характера?

Ответ на главный вопрос параграфа:
Увлечения юного Петра I сформировали его характер как целеустремлённого, практичного и преобразователя, ориентированного на служение Отечеству через личное участие и освоение новых навыков.

Обоснование:

  1. Военные игры и "потешные" полки развили лидерские качества, понимание дисциплины и организации, что позже легло в основу создания регулярной армии и гвардии.

  2. Увлечение кораблестроением и ремёслами (плотничество, токарное дело) воспитало в нём уважение к труду, практический подход к решению задач и стремление к технологическому развитию, что проявилось в строительстве флота и мануфактур.

  3. Интерес к европейским традициям (честь общения с иностранцами из Немецкой слободы) сформировал открытость к innovations, что стало движущей силой его будущих реформ по модернизации России.

Эти увлечения заложили основы его преобразовательной деятельности, сочетавшей личный пример, рациональность и волю к изменениям.