§ 40. «Государство при армии»: жизнь и служба в императорских войсках в XVIII в., страница 246
В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?
1 Особенности «военной революции» в России
● Что такое «военная революция»?
2 Армейская служба
Из инструкции графа С. Воронцова ротным командирам. 1774 г.
Если положение военного человека в государстве считается сравнительно с другими людьми беспокойным, трудным и опасным, то в то же время оно отличается от них неоспоримой честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет Отечество и святую Церковь от порабощения неверных и этим заслуживает признательность и милость государя, благодарность земляков, благодарность и молитвы чинов духовных…
Надлежит истребить из солдата дух крестьянства, который не только в рекрутах, но нередко и в старых солдатах, к сожалению и удивлению моему, остаётся.
Для этого неотменно должно говорить, по возможности чаще, со всеми солдатами вообще и с каждым поодиночке, дабы каждый умел говорить, как прилично солдату, был бы смел, командира бы своего, если за собою ничего дурного не знает, не опасался…
△ Какие идеи стремились внушить солдатам с первых дней службы?
Форма павловской армии. Гравюра конца XVIII в.
△ Рассмотрите головные уборы воинов. Выясните, почему гренадеры носили конусовидные шапки (гренадерки), а большинство других воинов — треуголки.
1. Как формировалась армия? 2. Как солдаты обеспечивались необходимым для службы и жизни? 3. Пересчитайте в привычных для нас мерах веса продовольствие, положенное солдату на год, на один день. Сделайте выводы.
3 Повседневная жизнь полка
«Штурм крепости Измаил 11 декабря 1790 г.». Художник М. Грачёв.
С.-Петербург, Центральный военно-морской музей им. императора Петра Великого
△ Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение о роли речной флотилии в штурме Измаила в 1790 г.
● Что в повседневной жизни полка ХVIII в. представляется вам наиболее важным? Объясните ваше мнение.
Вопросы и задания
1. Объясните название параграфа.
2. Каковы были последствия «военной революции»? Используя дополнительные источники информации, выясните, когда она началась в западноевропейских армиях.
3. Почему рекрутская повинность считалась одной из самых тяжёлых, а с рекрутами родные прощались, как с умершими? С какими трудностями сталкивались в армии новобранцы?
4. В чём состояли особенности военной службы в русской армии ХVIII в.?
5. Составьте развёрнутый план сообщения на тему «Повседневная жизнь полка в ХVIII в.».
6. Как вы считаете, означал ли переход из крестьян в солдаты для человека ХVIII в. повышение его социального статуса? Своё мнение аргументируйте.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из «Науки побеждать» А. Суворова и ответьте на вопросы.
Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко. Пуля обмишулится, а штык не обмишулится. Пуля — дура, а штык — молодец! Коли один раз! Бросай басурмана со штыка! — мёртв на штыке, царапает саблей шею. Сабля на шею — отскокни шаг, ударь опять! Коли другого, коли третьего! Богатырь заколет полдюжины, а я видал и больше.
Береги пулю в дуле! Трое наскочат — первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун (смерть. — Прим. авт.)…
Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плетни чрез волчьи ямы, быстро беги, прыгай через полисады, бросай фашины, спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Колонны, лети чрез стены на вал… (ставь. — Прим. авт.) караул к пороховым погребам, отворяй вороты коннице!
Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нём, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо… Приказ: спускайся в город, режь неприятеля на улицах. Конница!
Руби! В домы не ходи, бей на площадях; штурмуй, где неприятель засел; занимай площадь… расставляй вмиг пикеты (караулы. — Прим. авт.) к воротам, погребам, магазинам (военным складам. — Прим. авт.). Неприятель сдался — пощада; стена занята — на добычь…
● 1. К кому обращены наставления полководца? 2. Какие качества стремился воспитать Суворов у воинов? 3. Как должны были действовать солдаты во время штурма?
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Объясните значение термина «артель». Приведите примеры артелей, существовавших, помимо армии, в России в ХVIII в.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: В чём состояли главные особенности русской армии в XVIII в.?