§ 39. Внешняя политика Павла I, страница 237
Каковы были результаты внешней политики Павла I?
1 Внешняя политика России на рубеже веков
● Почему Россия решила присоединиться ко второй антифранцузской коалиции?
2 Итальянский поход А. Суворова
● Перечислите главные события, связанные с Итальянским походом А. Суворова.
3 Экспедиция русского флота под командованием Ф. Ушакова в Средиземном море
Используя атлас, найдите на современной политической карте Европы районы, где действовала эскадра Ф. Ушакова. Какие государства там существуют в наше время?
4 Швейцарский поход А. Суворова
Из речи А. Суворова на военном совете
Мы окружены горами… окружены врагом сильным, возгордившимся победою… Со времени дела при Пруте, при государе императоре Петре Великом, русские войска никогда не были в таком гибелью грозящем положении… Нет, это уже не измена, а явное предательство… разумное, рассчитанное предательство нас, столько крови своей проливших за спасение Австрии. Помощи теперь ждать не от кого, одна надежда на Бога, другая — на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск, вами предводимых… Нам предстоят труды величайшие, небывалые в мире! Мы на краю пропасти! Но мы — русские! С нами Бог!
△ 1. О каких исторических событиях вспоминал Суворов в своей речи? В каком году они произошли? 2. Какой выход из сложившегося положения предлагал Суворов?
● 1. Какие военные события связаны с участием России во второй антифранцузской коалиции? 2. Используя атлас, найдите на карте места главных сражений Итальянского и Швейцарского походов Суворова; направления движения войск воюющих сторон; занятые русскими войсками города.
5 Заговор
● Объясните смысл фразы А. Пушкина, которую он приписал французской писательнице конца ХVIII — начала ХIХ в. Ж. де Сталь: «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкою».
«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки». Около 1800 г. Художник Ф. Алексеев. С.-Петербург, Государственный Русский музей
△ Выясните происхождение названия этого замка. Узнайте, для каких целей его использовали в ХIХ—ХХ вв.
Вопросы и задания
1. Почему Россия стала участницей второй антифранцузской коалиции? Какую роль она играла в коалиции? Каких успехов достигла коалиция?
2. В чём проявился полководческий талант А. Суворова и флотоводческий талант Ф. Ушакова в ходе военных действий периода второй антифранцузской коалиции? Для ответа используйте дополнительные материалы.
3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, объясните, почему Россия вышла из второй антифранцузской коалиции. Какие это имело последствия?
4. Отвечала ли внешняя политика Павла I национальным интересам России? Аргументируйте своё мнение, объяснив, что вы понимаете под национальными интересами России.
5. Каковы были причины последнего в истории России дворцового переворота?
6. Рассмотрите изображение в начале параграфа. На основе картины объясните, почему Швейцарский поход считается одной из самых героических военных операций в карьере великого русского полководца.
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности события: 1) взятие эскадрой Ф. Ушакова крепости Корфу; 2) убийство Павла I; 3) выход России из второй антифранцузской коалиции; 4) Швейцарский поход А. Суворова; 5) битва при Треббии.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из мемуаров офицера. Выполните задание и ответьте на вопрос.
12 марта, между четырьмя и пятью часами утра… весь полк был выстроен в пешем строю, на дворе казарм… Генерал Тормасов… объявил… что император Павел скончался от апоплексического удара и что Александр I вступил на престол… Речь эта произвела мало впечатления на солдат: они не ответили на неё криками «ура», как он того ожидал. Он затем пожелал, чтобы я, в качестве дежурного полковника, поговорил с солдатами. На правом фланге стоял рядовой Григорий Иванов… Я сказал ему:
— Ты слышал, что случилось?
— Точно так.
— Присягнёте вы теперь Александру?
— Ваше высокоблагородие… видели ли вы императора Павла, действительно, мёртвым?
— Нет…
— Не чудно ли было бы… если бы мы присягнули Александру, пока Павел ещё жив?
— Конечно…
Я скомандовал первому взводу сесть на лошадей и велел взводному командиру… непременно показать солдатам императора Павла, живого или мёртвого… Два ряда были впущены и видели тело императора.
…Я обратился к Григорию Иванову:
— Что ж, братец, видел ты государя Павла Петровича? Действительно он умер?
— Так точно, ваше высокоблагородие, крепко умер!
— Присягнёшь ли ты теперь Александру?
— Точно так… хотя лучше покойного ему не быть… А, впрочем, всё одно: кто ни поп, тот и батька.
● 1. Охарактеризуйте отношение солдат к Павлу I и его гибели. 2. Из воспоминаний современников известно, что новость о смерти Павла вызвала радость у представителей всех сословий. Почему солдаты отнеслись к этому событию по-иному?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы были результаты внешней политики Павла I?