Урок 1 Как устроен наш язык
          Повторяем фонетику

Упражнение 1. Выбери верное утверждение, объясни свой выбор.
1. В русском языке одинаковое количество гласных звуков и гласных букв.
2. Гласных звуков больше, чем гласных букв.
3. Гласных букв больше, чем гласных звуков.

Дополни схему и запиши её в тетрадь.

Звуки    [а́]  [о́]    ?   [и́]   ?     ?
Буквы   а я  ? ?    ы    ?   у ю  е э

Звуки    [а́]  [о́]   [ы́]  [и́]   [у́]   [э́]
Буквы   а я  о ё    ы    и    у ю   е э

Серёжа утверждает, что гласные звуки в слове поля одинаковые. Прав ли он, ведь в слове нет одинаковых гласных букв?

Серёжа прав. Слово поля произносится как [пал’а].

Вспомни и запиши слова, в которых один и тот же гласный звук обозначается разными буквами.

Мяч [м’ач’]- мама [мама], нос [нос]- нёс [н’ос], утка [утка]- юбка [йупка], ветка [в’этка] - этот [этат].

Упражнение 2. Сравни буквенную запись слова с его записью с помощью транскрипции: котята — [кат’а́та]. Сколько в этом слове разных согласных звуков? (3) Какие из них обозначены одинаковыми буквами? ([т’] и [т]) Как обозначена мягкость согласного звука, когда слово записано буквами? (После буквы т стоит буква я.)

Устно добавь нужное по смыслу слово, чтобы данное утверждение было верным: «В русском языке согласных звуков больше, чем согласных букв».

Докажи правильность своего ответа, используя схему:

Одна буква может обозначать 2 согласных звука: твердый и мягкий.

Упражнение 3. Вспомни признаки согласных звуков.
Звонкие [б] [в]  [г] [д] [ж] [з]      [л] [м] [н] [р] [й’]
Глухие   [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]      [х] [ц] [ч’] [щ’]

Твёрдые                               Мягкие
[б] [п] [в] [ф] [г] [к]           [б’] [п’] [в’] [ф’] [г’] [к’]
[д] [т] [з] [с]                      [д’] [т’] [з’] [с’]
[л] [м] [н] [р] [х]                [л’] [м’] [н’] [р’] [х’]
[ж] [ш] [ц]                         [ч’] [щ’] [й’]
Имеют ли звуки [ж], [ш], [ц] мягкие пары, а звуки [ч’], [щ’], [й’] твёрдые пары?

Не имеют.

Ребятам предложили распределить слова по группам: в первую группу записать слова, которые начинаются с твёрдого непарного согласного звука, во вторую группу — с мягкого непарного согласного звука. Вот что у них получилось:
1) щавель, лось, шиповник, цапля, жук, червяк
2) йогурт, черёмуха, юнга, белка, шустрый, чудак, щука
Какие слова попали не в свою группу, почему?

Слово червяк нужно перенести во вторую группу.
Слово шустрый перенести в первую.

Есть ли среди записанных слов такие, которые не подходят ни для одной группы? Какие это слова?

Лось и белка не подходят ни под одну группу.

Упражнение 4. Объясни, почему у каждой пары слов будет одинаковая транскрипция.
лес — лез, везти — вести, грусть — груздь, съезд — съест, плод — плот

Потому что в  конце  слова  вместо  звонких  парных  согласных  звуков  произносятся глухие  парные  согласные  звуки.

Упражнение 5. Слова объединены в группы, так как в каждом слове есть один и тот же согласный звук. Найди этот звук и запиши над каждым словом с помощью транскрипции.
Объясни, почему этот звук обозначен разными буквами.
1) книжка, камыш, шар, частушка, шкатулка
2) рукав, вперёд, шкафчик, вселенная, клюв, автор
3) стальной, обоз, свёкла, арбуз, сказка, близко
4) вьюга, йод, пою, яма, баян

         [ш]          [ш] [ш]        [ш]    [ш]
1) книжка, камыш, шар, частушка, шкатулка 
        [ф][ф]               [ф]    [ф]               [ф] [ф]
2) рукав, вперёд, шкафчик, вселенная, клюв, автор
   [с]               [с] [с]              [с][с]              [с]
3) стальной, обоз, свёкла, арбуз, сказка, близко 
       [й’]  [й’]     [й’] [й’]    [й’]
4) вьюга, йод, пою, яма, баян