Урок 42 Правописание
              Запоминаем соединительные гласные о, е

Ты уже умеешь правильно составлять сложные слова. Закончи, пожалуйста, предложение.

Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы о, е.

Упражнение 1. Догадайся, какое слово исчезло из рассказа. Запиши это слово. Обозначь части слова.
… — это сложная машина, имеющая крылья и мотор, при помощи которого она может летать. … перевозят людей и грузы. Когда люди хотят быстро добраться куда-ни-будь, они летают на … .

Самолёт.

Упражнение 2. Замени одним словом. В слове должно быть два корня.
То, чем ловят мышей.
Корабль, который расчищает путь во льдах.
Человек, который ловит зверей.
Человек, который любит читать книги.
Человек, который ходит пешком.
То, чем тушат огонь.
Машина, которая проедет везде, по любой дороге.
Запиши любые три слова. Обозначь в них корни. Подчеркни соединительные гласные. Ещё раз проверь правильность их написания.

 Записываем любые 3 слова из перечисленных ниже

Мышеловка, ледокол, зверолов, книголюб, пешеход, огнетушитель, вездеход.

Упражнение 3. Распредели слова по столбикам. В первый записывай слова с орфограммой в приставке, во второй — с орфограммой в корне, в третий — с орфограммой в суффиксе.
ласковый, смелость, утро, холодная, грустный, полёты, учитель, сосна, наклейка, весна, отлёты

полёты       холодная   ласковый
наклейка    грустный   смелость
отлёты       сосна        учитель
                 весна

Какое слово осталось? Почему?

Утро. У него орфограмма в окончании.

Упражнение 4. Прочитай внимательно стихотворение. Найди слова с двумя корнями. Как ты думаешь, в слове кашалот один корень или два?
Был кашеваром кашалот,
А кашеедом — кит.
Но простудился кашалот,
Стал сильно кашлять он, и вот —
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром — кит.
              (И. Токмакова)

Кашеваром, кашеедом.
В слове кашалот 1 корень.

Подготовься к письму под диктовку.