Урок 55 Правописание
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Ты уже умеешь ставить запятые между однородными членами, если между ними нет союзов. А какие знаки ставятся, если однородные члены соединены союзами? Понаблюдай и сделай вывод.

Волк погнался за зайцем, но не догнал его. Миша вышел в школу очень рано, но опоздал. Федя быстро шёл, а не бежал. У Маши есть запасной карандаш, а не ручка. Дельфин в последний раз выпрыгнул из воды и уплыл. На уроках математики ребята решают примеры и задачи.

Как ты думаешь, перед какими союзами ставится запятая, а перед какими не ставится?

Между однородными членами, соединёнными союзами а, но, ставится запятая. Между однородными членами, соединёнными одиночными (неповторяющимися) союзами и, или, запятая не ставится. Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или, запятая ставится перед вторым и последующими союзами. Но если перед первым из повторяющихся союзов уже находится однородный член, то запятая ставится и перед первым из повторяющихся союзов. 

Упражнение 1. Спиши. С помощью схем объясняй постановку знаков препинания.
Образец. Мишка любит апельсины, мандарины и яблоки.  (        ), (         ) и (        )

В зоопарке мы видели и слонов, и тигров, и львов, и жирафов. На деревьях распевали зяблики, дрозды и скворцы. В марте бывает и снег, и дождь. Спортсмен долго целился, но промахнулся.

В зоопарке мы видели и слонов, и тигров, и львов, и жирафов.  и (       ), и (       ), и (       ), и (       )
На деревьях распевали зяблики, дрозды и скворцы.  (       ), (        ) и (       )
В марте бывает и снег, и дождь.  и (       ), и (       )
Спортсмен долго целился, но промахнулся.  (   ), но (   ).

Упражнение 2. Прочитай предложения. Вставь нужные союзы. Спиши любые два предложения.

Новый мальчик достал из кармана два больших медяка … насмешливо протянул их Тому.
На нём была совсем новая шляпа … нарядная куртка.
Том взялся за кисть … продолжил неторопливо работать.
Он был и пароход, … капитан, … пароходный колокол.
Летний воздух, тишина, запах цветов … гудение пчёл оказали своё действие.
                                                                               (По М. Твену)

Новый мальчик достал из кармана два больших медяка и насмешливо протянул их Тому.
На нём была совсем новая шляпа и нарядная куртка.
Том взялся за кисть и продолжил неторопливо работать.
Он был и пароход, и капитан, и пароходный колокол.
Летний воздух, тишина, запах цветов и гудение пчёл оказали своё действие.

Упражнение 3. Составь из данных слов предложения, соответствующие предложенным схемам.

Мама, купила, яблоки, груши, апельсины, бананы, мандарины.

1. Мама купила яблоки, груши, апельсины, бананы.
2. Мама купила яблоки, груши, апельсины и бананы.
3. Мама купила и яблоки, и груши, и апельсины, и бананы, и мандарины.
4. Мама купила яблоки, и груши, и апельсины, и бананы, и мандарины.

Упражнение 4. Пропали запятые. Помоги их вернуть. Спиши предложения.

Железо называют главным металлом в природе. Без него люди не смогли бы построить железных дорог кораблей. Прочные балки из стали помогли людям построить высокие дома мосты. Оглянись вокруг. Шарик в твоей ручке скрепки в тетради сделаны из железа. Из железной руды получают чугун железо сталь.

Проверь себя: пропущено пять запятых.

Железо называют главным металлом в природе. Без него люди не смогли бы построить железных дорог, кораблей. Прочные балки из стали помогли людям построить высокие дома, мосты. Оглянись вокруг. Шарик в твоей ручке, скрепки в тетради сделаны из железа. Из железной руды получают чугун, железо, сталь.

Упражнение 5. Спиши только те слова, в которые нужно вставить букву и.

ос…нь, л…сток, ц…плёнок, кр…чать, ц…фра, т…жёлый, ул…ца, з…ма, ц…рк, м…сной, м…дведь, ж…вотное, ц…ган, зап…сь, ц…ркуль, сл…дить, п…сать, за…ц, ц…кать, уд…вительный

Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Листок, кричать, цифра, улица, зима, цирк, животное, запись, циркуль, писать, удивительный.