Урок 69 Развитие речи
Учимся писать изложение

Упражнение 1. Прочитай два отрывка из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Какой отрывок можно на звать описанием? (1) Прочитай текст-описание два раза, закрой учебник и напиши по памяти. Потом открой учебник и сравни с тем, что написано у тебя в тетради.

1. Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались великолепные дома из зелёного мрамора. Стены их были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит. Между ними тоже были вделаны изумруды.

2. — Где вы достали столько зелёного мрамора? — спросила Элли.
— И изумрудов? — спросил Страшила.
— И столько всевозможных зелёных вещей? — спросил Железный Дровосек.
— Терпение, друзья мои! Вы скоро узнаете все мои тайны, — сказал Гудвин, улыбаясь. — В моём городе не больше зелёного, чем во всяком другом. Тут всё дело, — он таинственно понизил голос, — всё дело в зелёных очках, которых никогда не снимают мои подданные.

            Блеск Изумрудного города ослепил путников, хотя глаза их были защищены очками. По бокам улицы возвышались дома из зелёного мрамора. Стены их были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит. Между ними тоже были вставлены изумруды.

Когда ты получаешь задание написать текст по памяти (изложение), это не значит, что надо слово в слово воспроизвести то, что ты услышишь или прочитаешь. Нужно передать самое основное, яркое, интересное. В то же время должно быть понятно, почему автор исходного текста обратил на это внимание.

Упражнение 2. Прочитай текст.

      Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.
      Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный песок. А это — полезное ископаемое.
      Чтобы суп был солёный, нужна соль. И это — полезное ископаемое.
      Чтобы сделать тарелку для супа, нужна особая, белая глина — тоже полезное ископаемое.
       И так — за что ни возьмись.
       Железная дорога и гвоздь, станок и часы, океанский корабль и чайная ложка — всё это сделано из металлов. Металлы бывают разные: железо, медь, свинец, титан, никель… Их выплавляют из руд. А всякая руда — это полезное ископаемое.
                                                    (По А. Дитриху, Г. Юрмину)

Миша говорит, что это текст-рассуждение, потому что в нём объясняется, какую роль в жизни человека играют полезные ископаемые. Люда не согласна с Мишей: она считает, что это текст-повествование, в нём рассказывается о полезных ископаемых. С кем ты согласишься?

Прав Миша, это текст-рассуждение. Высказывается сначала суждение, а далее оно доказывается.