Урок 32 Как устроен наш язык
          Подлежащее и сказуемое

Прочитай: идти в школу, собирать цветы, смотреть телевизор, учить уроки.
Алёша сказал, что это предложения, потому что в них есть глагол, а глагол чаще всего бывает сказуемым. Значит, если есть сказу-емое — есть и предложение.
Наташа не согласна с Алёшей. Она считает, что это не предложения, а словосочетания: одно слово главное — оно командует, от него можно задать вопрос. А другое слово зависимое — оно подчиняется главному, к нему ставится вопрос от главного: идти (куда?) в школу. Но в словосочетаниях нет сообщения о том, что кто-то или что-то совершает действия, испытывает какие-то чувства, поэтому их нельзя называть предложениями.
Наташа предложила сравнить слово, словосочетание и предложение. Вот что у неё по-лучилось: играть; играть в прятки; Я играю в прятки.
Только Я играю в прятки можно назвать предложением, потому что имеются все признаки предложения: интонация, законченная мысль, есть тот, кто совершает действие, и названо само действие.
Мы согласны с Наташей. А ты?

 Согласен.

Упражнение 1. Прочитай. Запиши в тетрадь сначала словосочетания, где есть глагол, а потом предложения. В предложениях подчеркни грамматическую основу.
суп сварился          варить суп
вкусный суп            молочный суп
мама варит суп       солить суп

Варить суп, молочный суп, солить суп, вкусный суп.
Суп сварился. Мама варит суп.

Упражнение 2. Прочитай. Найди границы предложений. Спиши в тетрадь только предложения. Всё ли ты выпишешь? Почему?
Оля написала письмо девочка отправилась на почту интересное письмо Оля забыла адрес записать адрес

 Оля написала письмо. Девочка отправилась на почту. Оля забыла адрес.

Упражнение 3. Составь предложения, выбирая по одному подходящему слову из каждой группы. Запиши. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Образец. Шумит тёмный лес.
1) лес, дождь, самолёт, гром, море, река
2) летит, идёт, шумит, гремит, течёт, волнуется
3) тёмный, сильный, огромный, синее, глухой, широкая

 Шумит тёмный лес. Идёт сильный дождь. Летит огромный самолёт. Гремит глухой гром. Волнуется синее море. Течёт широкая река.

Упражнение 4. Прочитай. Слева даны предложения, а справа — словосочетания. Постарайся сделать так, чтобы все словосочетания вошли в предложения.
Капельки сверкали. капельки росы; сверкали на траве; на зелёной траве
Упали капли. крупные капли; капли дождя
Брат — спортсмен. мой брат; отличный спортсмен
Запиши получившиеся предложения в тетрадь и подчеркни в них грамматическую основу — подлежащее и сказуемое.

Капельки росы сверкали на зелёной траве. 
Упали крупные капли дождя.
Мой брат — отличный спортсмен.