Урок 45 Как устроен наш язык
             Дополнение

Найди и назови вопросы, на которые отвечает дополнение. где? что делал? чему? куда? какой? кому? зачем? что? кем? кого? что сделает? чем? какие? чего? как? о ком? каков? о чём?
Найди правильный ответ.

Дополнение обозначает:

признак предмета
время действия
место действия
на какой предмет направлено действие
кому принадлежит предмет

Упражнение 1. Спиши текст. Найди дополнения и подчеркни их.
Сегодня нас спросили о дополнении. Дополнение отличается от определения. Вопросы кого? чего? кому? чему? задаются к дополнению.

 Сегодня нас спросили о дополнении. Дополнение отличается от определения. Вопросы кого? чего? кому? чему? задаются к дополнению.

Упражнение 2. Сравни пары предложений. Определи, какими членами предложения являются формы одного слова.
На столе лежит книга. — Брат подарил книгу.
Бабушка получила письмо. — Оля написала бабушке.
Спектакль нам понравился. — Мы долго разговаривали о спектакле.

На столе лежит книга. — Брат подарил книгу.
Бабушка получила письмо. — Оля написала бабушке.
Спектакль нам понравился. — Мы долго разговаривали о спектакле.

Можно ли определить, каким членом предложения являются неизменяемые слова?
Мне купили новое пальто.
В московском метро очень красиво.
Машина мчалась по шоссе.
Эскимо растаяло.

Можно.

Неизменяемые слова тоже являются членами предложения. Определить это можно по вопросу, то есть так же, как мы определяем, каким членом предложения является любое другое слово. Например:
Пальто висит в шкафу. — (Что?) пальто, (что делает?) висит. Значит, в этом предложении слово пальто — подлежащее.
                                чем?
От холода он накрылся пальто. — Здесь слово пальто является дополнением, потому что отвечает на вопрос чем? и связано со сказуемым.
                      где?
Машина ехала по шоссе. — По шоссе — обстоятельство, так как отвечает на вопрос где?

Упражнение 3. Спиши отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке», ставя дополнения в нужную форму.
Окончания: -ой, -ом, -у.
Жил старик со своею (старуха)
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил (невод) (рыба),
Старуха пряла свою (пряжа).
                            (А. Пушкин)

 Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
                            (А. Пушкин)

Упражнение 4. Прочитай предложения. Письменно задай вопросы к каждому второстепенному члену предложения.
Образец. Во вторник мы посмотрели интересный фильм.
посмотрели (когда?) — во вторник
посмотрели (что?) — фильм
фильм (какой?) — интересный
Смешная история произошла со мной в метро.
Мама приготовила мне желе из смородины.

Смешная история произошла со мной в метро.
история (какая?) - смешная
произошла (с кем?) - со мной
произошла (где?) - в метро

Мама приготовила мне желе из смородины.
приготовила (что?) - желе
приготовила (кому?) - мне
желе (из чего?) - из смородины

Эскимо — слово французское, оно называет сорт «одетого» мороженого, то есть белый пломбир как бы одет в шоколад. А шоколад напоминает детский костюмчик с капюшоном, похожий на одежду эскимосов. Вот потому-то и эскимо.