Урок 57 Правописание
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Упражнение 1. Докажи, что пропала только одна запятая. Спиши.

Мама отпустила Лену погулять, но строго-настрого приказала вернуться домой к обеду. Лена выскочила из дома и побежала к снежной крепости.

Упражнение 2. Катя списала рассказ и расставила запятые. Проверь, во всём ли ты согласишься с ней. Запиши рассказ, исправляя ошибки в постановке знаков препинания.

    Васька вышел погулять во двор и даже подпрыгнул от удивления. На старой липе висел воздушный змей.
    Васька забрался на дерево, и освободил змея из плена. Тут вдруг налетел сильный ветер. Змей резко рванулся вверх и потащил Ваську за собой. Они поднимались всё выше и выше. Вскоре Васька и змей уже плыли над облаками.
                                 (По А. Шипилову)

Проверь себя: в тексте одна лишняя запятая.

     Васька вышел погулять во двор и даже подпрыгнул от удивления. На старой липе висел воздушный змей.
     Васька забрался на дерево и освободил змея из плена. Тут вдруг налетел сильный ветер. Змей резко рванулся вверх и потащил Ваську за собой. Они поднимались всё выше и выше. Вскоре Васька и змей уже плыли над облаками.

Упражнение 3. Помоги разделить рассказ на предложения. Спиши, расставляя знаки препинания.

жил-был в Антарктиде один пингвин звали его Пин Гвин решил он однажды мо-розным воздухом подышать оделся потеплее и пошёл вдруг поскользнулся на льду и ку-барем в снег скатился завяз в сугробе вниз головой был Пин Гвин а стал Гвин Пин
                                            (Л. Тимошина)

Обозначь в словах приставки, объясни их написание. Сколько в рассказе словарных слов?

     Жил-был в Антарктиде один пингвин. Звали его Пин Гвин. Решил он однажды морозным воздухом подышать, оделся потеплее и пошёл. Вдруг поскользнулся на льду и кубарем в снег скатился. Завяз в сугробе вниз головой. Был Пин Гвин, а стал Гвин Пин.

Словарные слова: пингвин, однажды, морозным.

Упражнение 4. Закончи предложения так, чтобы в них были однородные члены. Не забывай про запятые.

Дорога шла через поле … .Я очень люблю конфеты … .Федя часто рисует самолёты … .Осенью в лесу много грибов … .

    Дорога шла через поле, лес, овраг. Я очень люблю конфеты, торты, булочки. Федя часто рисует самолёты, небо, облака. Осенью в лесу много грибов, ягод, комаров.

Упражнение 5. Докажи, что в словах вторая буква ё.

ш…л, ш…лковый, ж…луди, ш…рстка, ч…рный, щ…лкать, ж…лтый, щ…ки

Шёл (шедший), шёлковый (шелковистый), жёлуди (желудёвый), шёрстка (шерсть), чёрный (чернеть), щёлкать (щелчок), жёлтый (желтеь), щёки (щекастый).

1. После шипящих под ударением в корне пишется ё, если в родственных (однокоренных) словах или в другой форме того же слова пишется е: жёлтый – желтеть, шёлк – шелка.
2. После шипящих под ударением в корне пишется о, если в родственных (однокоренных) словах или в другой форме того же слова нет чередования ё / е: шорох, крыжовник, чопорный, чокаться − или гласный выпадает: шов – шва, жор – жрать.
3. После шипящих под ударением в корне пишется о в заимствованных словах: капюшон, шоколад, шорты, шофер.