Урок 6 Как устроен наш язык
       Фонетический разбор слова

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Выпиши выделенные слова и поставь в них знак ударения. Письменно выполни фонетический разбор любого из выделенных слов.
На двери замка
Нет замка.
Живёт щегол здесь —
Первый щёголь.
И утром белка
Из белка
Ему сбивает гоголь-моголь.
(Я. Козловский)

За́мка, замка́, щего́л, щёголь, бе́лка, белка́.

Белка, бе́л-ка, [б’элка]:
б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
е — [э] — гласный, ударный;
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
а — [а] — гласный, безударный;
5 букв, 5 звуков.

Белка, бел-ка́, [б’илка́]:
б — [б’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
е — [и] — гласный, безударный;
л — [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
а — [а] — гласный, ударный;
5 букв, 5 звуков.

Можно ли назвать выделенные слова омонимами? Почему?

Да, у них одинаковое написание, но разное значение.

Слово атлас может быть прочитано как а́тлас и атла́с. Прочитай: квартал, хлопок, свёкла, пироги. Какие из этих слов имеют омонимы с другим ударением?

хло́пок - хлопо́к   пироги́ - пиро́ги

Упражнение 2. Прочитай слова: замок, кружки, мука, пропасть. Чтобы не спутать, что называет слово, можно поставить знак ударения. А как ещё можно узнать, что называет слово?

По лексическому значению.

Упражнение 3. Сравни, как выполнили фонетический разбор слова умею Оля и Серёжа. Есть ли у ребят ошибки и недочёты? Если есть, то устно исправь или дополни их работу. Объясни свой ответ. Правильный фонетический разбор слова умею запиши в тетрадь.
Олин вариант.
Умею, у-ме́-ю, [ум’й’э́й’у]:
[у] — гласный, безударный; буква «у»;
[м’] — согласный, мягкий парный ([м’]), звонкий непарный; буква «м»;
[й’] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква «е»;
[э] — гласный, ударный; буква «е»;
[й’] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный;
[у] — гласный, безударный;
умею — 6 звуков, 4 буквы.

Оля неправильно написала транскрипцию, а значит и разбор неверный.

Серёжин вариант.
Умею, у-ме́-ю, [ум’э́й’у]:
[у] — гласный, безударный; буква «у»;
[м’] — согласный, мягкий  не парный ([м]), звонкий непарный; буква «м»;
[э] — гласный,  без ударный; буква «е»;
[й’] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква «ю»;
[у] — гласный, безударный; буква «ю»;
умею — 5 звуков, 4 буквы.

Серёжин вариант более правильный, но тоже есть ошибки.

Правильно так:

Умею, у-ме́-ю, [ум’э́й’у]:
[у] — гласный, безударный; буква «у»;
[м’] — согласный, мягкий парный ([м]), звонкий непарный; буква «м»;
[э] — гласный, ударный; буква «е»;
[й’] — согласный, мягкий непарный, звонкий непарный; буква «ю»;
[у] — гласный, безударный; буква «ю»;
умею — 5 звуков, 4 буквы.

Упражнение 4. Среди слов весна, читать, сирень, пекарь найди такое, у которого:
1-й звук — согласный, мягкий парный, глухой парный;
2-й звук — гласный, ударный;
3-й звук — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
4-й звук — гласный, безударный;
5-й звук — согласный, мягкий парный, звонкий непарный.

Пекарь

Опиши звуковой состав любого из оставшихся слов и предложи одноклассникам отгадать слово.

Весна [в’исна]
1-й звук —  согласный, мягкий парный, звонкий парный;
2-й звук —  гласный, безударный;
3-й звук — согласный, твёрдый парный, глухой парный;
4-й звук — согласный,  твёрдый парный, звонкий непарный;
5-й звук — гласный, ударный.

Упражнение 5. Прочитай слова парами.
шест — шесть, ел — ель, удар — ударь, мел — мель, жар — жарь, угол — уголь
Какими звуками различаются слова в парах? Какова роль буквы ь в словах?

Последний согласный различается по твердости-мягкости.
ь смягчает впереди стоящий согласный.