Урок 75 Правописание
Изменение имён существительных по числам

Упражнение 1. Запиши предложения. Слова, данные в скобках, ставь в  нужную форму, обозначь в этих словах ударение.

В булочную привезли свежие (торт). Школьные (повар) чудесно готовят, они настоящие (мастер) своего дела. Все ребята в нашем классе — (друг).

      В булочную привезли свежие то́рты. Школьные повара́ чудесно готовят, они настоящие мастера́ своего дела. Все ребята в нашем классе — друзья́.

Упражнение 2. Запиши по образцу: вре́мя — времена́.

и́мя — имена́, пле́мя — племена́, се́мя — семена́, стре́мя — стремена, зна́мя — знамёна

При изменении форм имён существительных на -мя появляется суффикс -ен-: время — времена, времени; имя — имена, имени; знамя — знамёна, знамени.

Упражнение 3. Запиши рассказ, ставя имена существительные в форму множественного числа.

     Для индейцев наступили сложные (время). Одни (племя) нападают на другие. Взошли (семя) ненависти. Забыты (имя) друзей из соседнего племени, развёрнуты (знамя), вставлены ноги в (стремя). Остановить это безумие может только мудрость старых вождей.

Ответ:

     Для индейцев наступили сложные времена. Одни племена нападают на другие. Взошли семена ненависти. Забыты имена друзей из соседнего племени, развёрнуты знамёна, вставлены ноги в стремена. Остановить это безумие может только мудрость старых вождей.

Упражнение 4. Спиши, вставляя буквы. Устно назови те орфограммы, которые встретились тебе в словах с пропусками.

            В ненастье ж…вотные пользуются самыми неожиданными убежищами. Нере…ко четвероногие и п…рнатые находят их вблизи человека.
        Март на юге Камчатки обычно в…южный, пурга н…метает огромные сугробы. Не-нас…ным утром в сенях н…шли сн…гиря, он прятался там от неп…годы. Дев…чка сп…сла птицу от к…шач…их к…гтей. Сн…гирь доверчиво см…трел из-под ч…рной шап…чки и не пытался вырваться.

Ответ:

 В ненастье животные пользуются самыми неожиданными убежищами. Нередко четвероногие и пернатые находят их вблизи человека.
   Март на юге Камчатки обычно вьюжный, пурга наметает огромные сугробы. Ненастным утром в сенях нашли снегиря, он прятался там от непогоды. Девочка спасла птицу от кошачьих когтей. Снегирь доверчиво смотрел из-под чёрной шапочки и не пытался вырваться.

Упражнение 5. Запиши слова в форме множественного числа.

чиж, нож, карандаш, стул, перо, адрес, ландыш, учитель, холод, роса, крыло, сын, цветок, цвет, дерево, лист

Какие орфограммы тебе необходимо было вспомнить для правильной записи слов?

Ответ:

Чижи, ножи, карандаши, стулья, перья, адреса, ландыши, учителя, холода, росы, крылья, сыновья, цветки, цвета, деревья, листья (листы).