Урок 11 Как устроен наш язык
Разбор слова по составу
Упражнение 1. Подбери однокоренные слова с указанным значением. Обозначь корень в словах.
Большой дом.
-дом- Существо, которое, по представлениям суеверных людей, обитало в каждом доме.
Приручённые, не дикие (животные).
Маленький город.
-город- Человек, живущий в городе.
Находящийся за городом (дом).
-дожд- Капля дождя.
С частыми, непрерывными дождями (день).
Домище, домовой, домашние. Городок, горожанин, загородный. Дождинка, дождливый.
Упражнение 2. Какие части слов помогли тебе образовать новые слова в упражнении 1?
Суффиксы.
Обозначь их в каждом слове. Приведи другие примеры слов с использованными тобой суффиксами.
Котище, береговой, вчерашний, коробок, парижанин, прибрежный, крапинка, болтливый.
Упражнение 3. Найди суффикс в словах берёзка и стирка.
Образец устного рассуждения. Чтобы выделить суффикс в слове столик, надо:
1) найти окончание. Окончание находим, изменяя форму слова — столик а, столик у, столик ом. В слове столик окончание нуле-вое — столик;
2) найти корень. Корень находим, подбирая однокоренные слова — стол, столовый, настольный. В слове столик корень -стол-.Часть слова между корнем и окончанием — -ик-. Это суффикс. Проверяем: столик — это маленький стол. Такой же суффикс есть в словах домик, ротик, ключи к.
Образец записи. Столик (домик, ротик).
Слова для справок помогут тебе доказать, что найденный тобой суффикс есть в других словах: ямка, примерка, ручка, засолка, варка, ягодка, качка, мышка.
Витя рядом с каждым словом записал все слова для справок, а у Саши получилось две группы слов:
Берёзка (ямка, ручка, ягодка, мышка).
Стирка (варка, примерка, засолка, качка).
Кто из ребят прав? Почему? Какое значение имеет суффикс в словах каждой группы?
Берёзка (ямка, ручка, ягодка, мышка). Уменьшительно-ласкательное значение.
Стирка (засолка, качка, примерка, варка). Осуществление действия
Упражнение 4. Вову попросили подобрать примеры слов с данными суффиксами и приставками. Проверь, как он справился с заданием. Запиши по два своих примера с этими приставками и суффиксами.
-ок- грибок, ветерок, сурок, мелок
-ушк- зимушка, старушка, ушки, игрушка
на- налить, начать, написать, нахваливать
при- приехать, приоткрыть, природный
-ок- грибок, ветерок, мелок, пушок, уголок.
-ушк- зимушка, старушка, игрушка, кормушка, норушка.
на- налить, написать, нахваливать, нарисовать, научить.
при- приехать, приоткрыть, причалить, приплыть.
Проверь себя: Вова допустил по одной ошибке в каждой строчке.
Выпиши выделенное слово, выполни в тетради графическую запись разбора слова по составу. Образец устного рассуждения смотри в уроке 8.
Зим ушк [а]
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши слова с приставками. Обозначь приставки.
Образец устного рассуждения. Чтобы найти приставку в слове приходить, надо сначала найти корень. Корень слова — -ход-. Часть слова перед корнем — при-. Это приставка. Такая приставка есть в словах: прибегать, прилетать, приплывать.
Образец записи в тетради.
Приходить (прибегать, прилетать, приплывать).
Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в неё песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краёв водой и выпустили туда всех рыбок. Потом все ушли завтракать. Остался один Васька-кот. Позавтракали ребята, прибежали обратно. Смотрят — банка стоит, кот сидит, а рыбок нет. Только у Васьки одна лапа сырая. Это значит, он всех рыбок выудил: подцепил когтями в воде, вытащил и съел. (По Е. Чарушину)
Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили, ушли, позавтракали, прибежали, выудил, подцепил, вытащил, съел.