Урок 11 Как устроен наш язык
              Разбор слова по составу

Упражнение 1. Подбери однокоренные слова с указанным значением. Обозначь корень в словах.
            Большой дом.
-дом-  Существо, которое, по представлениям суеверных людей, обитало в каждом доме.
          Приручённые, не дикие (животные).

            Маленький город.
-город-  Человек, живущий в городе.
             Находящийся за городом (дом).

-дожд-  Капля дождя.
            С частыми, непрерывными дождями (день).

Домище, домовой, домашние. Городок, горожанин, загородный. Дождинка, дождливый.

Упражнение 2. Какие части слов помогли тебе образовать новые слова в упражнении 1?

Суффиксы.

Обозначь их в каждом слове. Приведи другие примеры слов с использованными тобой суффиксами.

Котище, береговой,  вчерашний, коробок, парижанин, прибрежный, крапинка, болтливый.

Упражнение 3. Найди суффикс в словах берёзка и стирка.
Образец устного рассуждения. Чтобы выделить суффикс в слове столик, надо:
1) найти окончание. Окончание находим, изменяя форму слова — столик а, столик у, столик ом. В слове столик окончание нуле-вое — столик;
2) найти корень. Корень находим, подбирая однокоренные слова — стол, столовый, настольный. В слове столик корень -стол-.Часть слова между корнем и окончанием — -ик-. Это суффикс. Проверяем: столик — это маленький стол. Такой же суффикс есть в словах домик, ротик, ключи к.
Образец записи. Столик (домик, ротик).

Слова для справок помогут тебе доказать, что найденный тобой суффикс есть в других словах: ямка, примерка, ручка, засолка, варка, ягодка, качка, мышка.

Витя рядом с каждым словом записал все слова для справок, а у Саши получилось две группы слов:
Берёзка (ямка, ручка, ягодка, мышка).
Стирка (варка, примерка, засолка, качка).
Кто из ребят прав? Почему? Какое значение имеет суффикс в словах каждой группы?

Берёзка (ямка, ручка, ягодка, мышка). Уменьшительно-ласкательное значение.
Стирка (засолка, качка, примерка, варка). Осуществление действия

Упражнение 4. Вову попросили подобрать примеры слов с данными суффиксами и приставками. Проверь, как он справился с заданием. Запиши по два своих примера с этими приставками и суффиксами.
-ок- грибок, ветерок, сурок, мелок
-ушк- зимушка, старушка, ушки, игрушка
на- налить, начать, написать, нахваливать
при- приехать, приоткрыть, природный

-ок- грибок, ветерок, мелок, пушок, уголок.
-ушк- зимушка, старушка, игрушка, кормушка, норушка.
на- налить, написать, нахваливать, нарисовать, научить.
при- приехать, приоткрыть, причалить, приплыть.

Проверь себя: Вова допустил по одной ошибке в каждой строчке.
Выпиши выделенное слово, выполни в тетради графическую запись разбора слова по составу. Образец устного рассуждения смотри в уроке 8.

Зим ушк [а]

Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши слова с приставками. Обозначь приставки.
Образец устного рассуждения. Чтобы найти приставку в слове приходить, надо сначала найти корень. Корень слова — -ход-. Часть слова перед корнем — при-. Это приставка. Такая приставка есть в словах: прибегать, прилетать, приплывать.
Образец записи в тетради.
Приходить (прибегать, прилетать, приплывать).

Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в неё песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краёв водой и выпустили туда всех рыбок. Потом все ушли завтракать. Остался один Васька-кот. Позавтракали ребята, прибежали обратно. Смотрят — банка стоит, кот сидит, а рыбок нет. Только у Васьки одна лапа сырая. Это значит, он всех рыбок выудил: подцепил когтями в воде, вытащил и съел.  (По Е. Чарушину)

Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили, ушли, позавтракали, прибежали, выудил, подцепил, вытащил, съел.