Урок 66 Развитие речи
Учимся писать изложение

Изложение — это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание близко к тому, как написал автор, то есть к исходному тексту. Многие виды работы по подготовке к изложению ты уже умеешь выполнять: подбирать заголовки, определять, о чём говорится в тексте, составлять план, исправлять неправильно записанный текст, определять тип текста — описание, повествование или рассуждение.

Упражнение 1. Прочитай текст. Определи, к описанию, повествованию или рассуждению он относится. Что помогло тебе определить тип текста?

         Около изгороди стоял длинный шест, на нём стояло соломенное чучело — отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах — старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране.
      Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид.
                                                           (А. Волков)

К описанию.

Вспомни, из какой сказки взят этот отрывок. Как звали героя?

"Волшебник изумрудного города". Страшила.

Соответствует ли его имя описанию его внешности?

Нет.

С чего начинается описание? На какие особенности обращает внимание автор? Выпиши в тетрадь самые яркие детали описания. А теперь закрой учебник и попробуй пересказать текст устно. Помогут тебе записи в тетради.

        Около изгороди стоял шест, на нём стояло соломенное чучело. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нём глазами и ртом. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан, из которого торчала солома. На голове была старая шляпа, на ногах — старые голубые ботфорты. Чучело имело забавный и добродушный вид.

Упражнение 2. Прочитай текст.

    Зимой в заснеженном лесу зелёная, в белой шапочке и белом шарфике ёлочка — первая красавица. Войдёшь в ельник — а там, наперекор зиме, живая зелень — сразу и позабудешь о морозе. Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер, оттого тут и теплее. Поэтому-то птицы в непогоду летят в ельник. Он и от метели укроет, и на ночь приютит. В густых, пушистых ветвях, под заснеженными еловыми лапами, пичуги ночуют целыми стайками.
                                                           (А. Дитрих, Г. Юрмин)

Можно ли сказать, что весь текст — описание ёлочки? Права ли Даша, озаглавив этот текст «Красавица ёлочка»?

Нет. Нет.

Запиши в тетрадь первое предложение и продолжи текст так, чтобы его действительно можно было назвать «Красавица ёлочка».

         Зимой в заснеженном лесу зелёная, в белой шапочке и белом шарфике ёлочка — первая красавица. Её пышные ветви распростёрты в разные стороны. Из-под снега выглядывают зелёные иголочки. Свивают с веток длинные шишки. Хороша ёлка зимой!