Урок 34 Как устроен наш язык
                Второстепенные члены предложения

Найди главные члены в предложении В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями. Как ты думаешь, для чего нужны остальные слова?

Чтобы дополнить и расширить предложение.

Упражнение 1. Дополни предложения, используя слова для справок. Задай к ним вопросы от главных членов. Сравни предложения из учебника с теми, которые у тебя получились. В каких предложениях содержится более полная информация?
Выпал снег.
Берёзы стоят.
Шелестит листва.
Слова для справок: грустные, у дома, весело, молодая, пушистый, вчера.

Вчера выпал пушистый снег. Выпал (когда?) вчера. Снег (какой?) пушистый.
Грустные берёзы стоят у дома. Берёзы (какие?) грустные. Стоят (где?) у дома.
Весело шелестит молодая листва. Шелестит (как?) весело. Листва (какая?) молодая.

Ты уже знаешь, что в предложении есть главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные члены предложения называются второстепенными. Они поясняют, уточняют, дополняют предложение.
На столе лежит новая книга.
Дети играют в теннис. Предложение с второстепенными членами называется распространённым. Предложение без второстепенных членов называется нераспространённым. Дети играют — нераспространённое предложение (нет второстепенных членов). Дети играют в теннис — распространённое предложение (есть второстепенный член).

Упражнение 2. Выпиши из текста распространённые предложения. Найди второстепенные члены и устно задай к ним вопросы.
Образец.         где?        какая?
                      →              ←
             Росла в лесу дикая яблоня.
    Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с неё яблоко. Птицы склевали яблоко. Зёрнышко спряталось в землю. Весной солнышко пригрело мокрую землю. Зерно проросло.
                         (По К. Ушинскому)

        где?            какая? 
          ↷                 ↶
Росла в лесу дикая яблоня.

       когда? откуда?
             ↶       ↷
Осенью упало с неё яблоко.

                        что?
                           ↷
Птицы склевали яблоко.

                                 куда?
                                     ↷
Зёрнышко спряталось в землю.

            когда?                    что?
       ←-----------------        ----------------→
                                                      какую?
                                                          ↶
Весной солнышко пригрело мокрую землю. 

 

Упражнение 3. Прочитай предложения. Выпиши из каждого предложения: 1) подлежащее и второстепенный член, который от него зависит; 2) сказуемое и второстепенный член, который от него зависит; 3) второстепенные члены, которые связаны друг с другом.
Образец. Высоко в синем небе летают белые голуби.
голуби (какие?) белые;
летают (где?) в небе; летают (как?) высоко;
в небе (каком?) синем
   Нежные цветы появляются в русских лесах в мае.
   Маленькая девочка прекрасно играла на рояле.
   Пёстрая бабочка сидела на белой лилии.

   Нежные цветы появляются в русских лесах в мае.
цветы (какие?) нежные;
появляются (где?) в лесах; появляются (когда?) в мае;
в лесах (каких?) русских

   Маленькая девочка прекрасно играла на рояле.
девочка (какая?) маленькая;
играла (на чём?) на рояле; играла (как?) прекрасно

   Пёстрая бабочка сидела на белой лилии.
бабочка (какая?) пёстрая;
сидела (где?) на лилии;
на лилии (какой?) белой

Упражнение 4. Предложения рассыпались. Собери их. Запиши в тетрадь и задай вопросы к второстепенным членам предложения.
В, рассказывается, богатырях, о, былинах, русских.
Бабушкины, мы, вечерами, слушать, любим, сказки.

 В былинах рассказывается о русских богатырях. Мы любим вечерами слушать бабушкины сказки.