Урок 36 Как устроен наш язык
        Обстоятельство

Среди вопросов найди и назови только такие, на которые отвечает обстоятельство.

где? зачем? каков? что делала? куда? почему? что? кому? как? что будет делать? откуда? когда?

Найди правильные ответы. Обстоятельство обозначает:
признак предмета    место действия
цель действия           действие
кому принадлежит    время действия
предмет

Упражнение 1. Посмотри, как Юля определила члены предложения. Нет ли у неё ошибок? Запиши первые четыре строчки в тетрадь и подчеркни правильно.
Мы в лесу у старых пней
Наловили окуней.
А в реке боровичок
Нам попался на крючок.
Не осталось ничего
Для лентяя одного.
Если ты проспал рассвет,
Для тебя удачи нет.
               (В. Берестов)

Мы в лесу у старых пней
Наловили окуней.
А в реке боровичок
Нам попался на крючок.

Упражнение 2. Прочитай предложения и слова для справок (фразеологизмы). Можно ли заменить обстоятельства в предложениях подходящими по смыслу фразеологизмами? Запиши получившиеся предложения в тетрадь.
Гости приедут скоро.
Река оказалась далеко от деревни.
Дедушка проснулся рано и отправился за грибами.
Слова для справок: с минуты на минуту, ни свет ни заря, за тридевять земель.

Гости приедут с минуты на минуту.
Река оказалась за тридевять земель от деревни.
Дедушка проснулся ни свет ни заря и отправился за грибами.

Фразеологизм является одним членом предложения. Коля бежал со всех ног. — Бежал (как?  каким образом?) со всех ног (быстро) — значит, со всех ног  — обстоятельство.

Упражнение 3. Прочитай пары предложений. Определи, какими членами предложения являются формы одного и того же слова. Запиши одну пару предложений. Подчеркни известные тебе члены предложения.
1. Лес уснул до весны. — В лесу наступила тишина.
2. Деревня стояла на пригорке. — Из деревни бабушка прислала варенье.
3. Мороз сковал реку льдом. — От мороза на стекле появились удивительные узоры.

 1. Лес уснул до весны. — В лесу наступила тишина.

Упражнение 4. Из предложений выписаны обстоятельства. Определи, какие из них называют, каким образом совершается действие; место, время, цель, причину действия. Запиши в тетрадь по образцу.
Образец: цель действия — за хлебом.
из кинотеатра, в Москве, летом, из-за дождя, на Луну, быстро, весело, к вечеру, после зимы, за молоком, от грозы

Место действия - из кинотеатра, место действия - в Москве, время действия - летом, причина действия - из-за дождя, цель действия - на Луну, образ действия - быстро, образ действия - весело, время действия - к вечеру, время действия - после зимы, цель действия - за молоком, причина действия - от грозы.

Упражнение 5. Спиши текст. В каждом предложении найди и подчеркни грамматическую основу и обстоятельства. Определи, что называют обстоятельства.
    В полночь грянул гром. Огненные смерчи закружились в воздухе. Это начался фейерверк. Вот стремительно взвился в небо серебряный дракон. Через минуту распустилась клумба пионов. Рядом жужжит огненная пчела. 

     В полночь время грянул гром. Огненные смерчи закружились в воздухе место. Это начался фейерверк. Вот стремительно образ взвился в небо серебряный дракон. Через минуту время распустилась клумба пионов. Рядом место жужжит огненная пчела