Урок 48 Развитие речи
Учимся писать письма
Упражнение. Прочитай письмо. С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы? (Чтобы сделать описание более ярким) Правильно ли он их использует, не допускает ли ошибок? (Не всегда, слишком много фразеологизмов в его письме)
Здравствуй, Серёжа!
Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.
Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу — время, потехе — час.
Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя.
До свидания. Жму твою руку. Денис.
Выпиши из текста письма фразеологизмы. Когда Денис употребляет их правильно, а когда неправильно?
Хлопот полон рот, встаю ни свет ни заря, бьют баклуши, ловят мух.
Сломя уши - неправильно, говорят сломя голову.
Считаю синиц - неправильно, нужно писать считаю ворон.
Ежовый аппетит - неправильно, правильно будет волчий аппетит.
Представь, что ты пишешь письмо. Запиши в тетрадь часть письма, в которой ты употребишь один или несколько фразеологизмов. Объясни одноклассникам, о чём твоё письмо и почему именно в этой части своего письма ты употребляешь фразеологизмы.
... Мы подобрали на улице котёнка. Он целыми днями только ест да бьёт баклуши. А у нас с ним хлопот полон рот. То он раскидает вещи по комнате, то на шторы залезет...
Бить баклуши означает «бездельничать». Учёные считают, что слово баклуша называло предмет, по которому ударяли палкой при игре в городки. То есть раньше бить баклуши означало «ударять палкой по фигуре при игре». А так как игра — это забава, то выражение бить баклуши стало символом безделья. Не бей баклуши на уроках!