Урок 8 Как устроен наш язык
          Повторяем состав слова

Устно закончи предложения.

Часть слова, которая изменяется, называется окончание.
Окончание, не выраженное звуками, называется нулевым.
Часть слова без окончания называется основа слова.
Общая часть родственных слов называется корень.
Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется суффикс.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется приставка.
Какие части слова так обозначаются?

¬ - приставка, ⌒ - корень, ∧ - суффикс

Какие ещё части слова ты знаешь? Как они обозначаются? 

Окончание ☐, снова слова -  часть слова без окончания.

Упражнение 1. Прочитай стихотворение.
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
                    (В. Берестов)
Выпиши выделенные слова в столбик, выполни первый пункт плана разбора слов по составу.
Образец устного рассуждения. Чтобы найти в слове особых окончание и основу, надо изменить форму слова (особый, особого, особому, особым, (об) особом). Изменяемая часть слова -ых, следовательно, это окончание. Часть слова без окончания — особ-. Это основа.
Образец записи в тетради.
Особ[ых] (особ[ого], особ[ому]).

Внук☐ (внуки, внук[ам]).
Малыш☐ (малыш[у], малыш[а])
Мам[у] (мам[е], мам[а])
Дн[ей] (дн[и], дн[ём])
Тайн[ой]  (тайн[ы], тайн[е])

Есть ли среди выделенных слов слова с нулевым окончанием? Как это можно определить?

Есть: внук, малыш.

Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания?
Сравни: кино — дом; пальто — плащ; шоссе — путь.

Есть, это слова, которые не склоняются (кино, пальто, шоссе).

Упражнение 2. Запиши слова в три столбика: 1) слова с окончанием, выраженным звуками; 2) слова с нулевым окончанием; 3) слова, не имеющие окончания.
Обозначь окончание и основу в словах.
Образец рассуждения смотри в упражнении 1.
погода, туман, звёзды, вечер, луг, пальто, листва, медведь, кенгуру, мёд, кофе, звери

     1                    2                   3
погод[а]           туман☐         пальто 
звёзд[ы]           вечер☐         кенгуру
листв[а]           луг☐             кофе
звер[и]             медведь☐
                        мёд☐

Найди правильный ответ. Чтобы найти корень, надо:
1) изменить форму слова и найти окончание. Часть слова без окончания и будет корнем;
2) подобрать однокоренные (родственные) слова. Корнем является общая часть, в которой содержится общее значение однокоренных слов.

Упражнение 3. Устно назови группы однокоренных (родственных) слов. При подборе однокоренных слов обращай внимание на значение слова.
жалоба, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть

жалоба, жалкий, жалость, жалеть
нос, носик, носатый, переносица

Какие слова не вошли ни в одну из групп? Почему?

Слова носить, жалить не вошли ни в одну группу, так как не являются близкими по смыслу (родственными).

Проверь себя: два слова не вошли ни в одну из групп.
Выпиши выделенное слово, выполни второй пункт плана разбора слова по составу.
Образец устного рассуждения. Чтобы в слове травинка найти корень, надо подобрать к слову однокоренные слова (травинка — трава, травка, травушка, травяной). Общая часть однокоренных слов — -трав-. Это корень слова.
Образец записи в тетради.
Травинка (трава, травка, травушка, травяной).

Носик (нос, носатый, носовой).

Упражнение 4. Рассмотри схему из тетради ученика. Какое задание он выполнял? Выполни то же задание со словами соль, лёд.
            гостиница (предмет)
Гость    гостевой (признак предмета)
            гостить (действие предмета)

           солонка (предмет)
Соль    солёный (признак предмета)
           солить (действие предмета)

         ледышка (предмет)
Лёд   ледяной (признак предмета)
         ледянить (действие предмета)

Витя сказал: «Слова снег и снежок не являются однокоренными, так как корни в этих словах разные: -снег- и -с неж-». Прав ли Витя? Объясни, приведи свои примеры.

Витя не прав, в этих корнях чередование букв.
Пух - пушок, тихий - тишина.

Упражнение 5. Запиши слова с данными корнями. Подчеркни чередования согласных в корне слов. Обозначь корень в словах.
Образец: Cнегснежинка (г//ж).
-пух-//-пуш- -молок-//-молоч- -книг-//-книж- -тих-// -тиш-
Выпиши отдельно любое записанное тобой слово и выполни первые два пункта плана разбора слов по составу (с. 20). Образец смотри в упражнениях 1 и 3.

Пух - пушинка (х//ш).
Молоко - молочный (к//ч).
Книга - книжный (г//ж).
Тихий - тишина (х//ш).

Молочн[ый]

Кафе — слово пришло к нам в 19 веке из французского языка и в переводе означало «место, где пьют кофе». А ка-кое значение имеет это слово в современном русском языке?

Место, где можно перекусить.