Урок 70 Как устроен наш язык
Число имён существительных

Чем различаются группы слов?
лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка
леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки

В первой группе предметы по одному, а во второй несколько.

Имена существительные изменяются по числам. Форма единственного числа обозначает один предмет: книга, улица, школа. Форма множественного числа обозначает более одного предмета: книги, улицы, школы.

Упражнение 1. Запиши слова в два столбика: 1) имена существительные в форме единственного числа; 2) имена существительные в форме множественного числа.

машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц

ед.ч               мн.ч.

окно            машины
скамейка     деревья
звезда         дороги
крышка       огни
 ложка          сапоги
месяц         цветы

Упражнение 2. Данные имена существительные поставь в форму множественного числа. Запиши пары слов. Обозначь в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.

кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок

Кровать☐ -  кроват[и], дождь☐ - дожд[и], рассказ☐ - рассказ[ы], человек - люди, ребёнок - дети.

У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа?

 человек, ребёнок

Упражнение 3. Прочитай текст. Найди имена сущtствительные во множественном числе и поставь их в форму единственного числа. Запиши пары слов. Обозначь окончания в словах.

Образец: лис[ы] — лис[а́].

Что красивее всего?
Ребёнок спросил
Ни с того ни с сего:
— А ну-ка скажи,
Что красивей всего?
…Деревья и Травы
Сказали в ответ:
— Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!
— Да что же прекрасней
Ночной темноты?!
— Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты…
Кто славит поля,
Кто — полярные льды,
Кто — горы, кто — степь,
Кто — мерцанье звезды…
А мне показалось,
Что все они правы:
Все — Звери и Птицы,
Деревья и Травы…(Б. Заходер)

Деревь[я] - дерев[о], трав[ы] - трав[а], сов[ы] - сов[а], сыч[и] - сыч☐, крот[ы] - крот☐, пол[я] - пол[е], льд[ы] - лёд☐, гор[ы] - гор[а], звер[и] - зверь☐, птиц[ы] - птиц[а].

Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши все имена существительные. Определи их число, обозначь окончания.

Образец. Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать.
              в рощ[у] (ед. ч.), жёлуд[и] (мн. ч.)

    Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать. Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.
    Набрали мы желудей полные корзинки. Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.
                                                    (По Г. Скребицкому)

В рощ[у] (ед. ч.), жёлуд[и] (мн. ч.), после заморозк[ов] (мн. ч.), с дуб[ов] (мн. ч.), желуд[ей] (мн. ч.), корзинк[и] (мн. ч.), на полян[у] (ед. ч.), осин[ы] (мн. ч.), берёзк[и] (мн. ч.), листь[я] (мн. ч.), на дуб[ах] (мн. ч.), денёк☐ (ед. ч.), в лес[у] (ед. ч.), о лет[е] (ед. ч.), о поход[ах] (мн. ч.), за гриб[ами] (мн. ч.), за ягод[ами] (мн. ч.).

Устно назови предложения с однородными членами.

        Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.  Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.