Урок 51 Как устроен наш язык
            Однородные члены предложения

Упражнение 1. Прочитай. Найди предложения с однородными членами. Запиши в тетрадь их схемы.

                          Человеческие руки
    Всё, что ты видишь вокруг, сделали руки человека.
     Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы.
Руки человека управляются с пером и молотом.
Они держат штурвалы кораблей и рули машин, лопаты и микроскопы.
Они извлекут жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца.
Человеческие руки метко забросят мяч в баскетбольную корзину и запустят спутник на Луну.
    Посмотри на свои руки, подумай. К какому делу ты их приладишь, чтобы жизнь на земле стала лучше?
                                                (По Л. Кассилю)

Проверь себя: у тебя должно получиться шесть схем.

 (   ), (   ), (   ).
 (       ) и (       ).
 (       ) и (       ), (       ) и (       ).
 (       ) и (       ).
 (   ) и (   ).
 (   ), (   ).

Упражнение 2. Сравни предложения. В каких из них перечисление закончено, а в каких оно может быть продолжено? Как ты думаешь, что указывает на то, что перечисление закончено? Приведи свои примеры с законченным и незаконченным перечислением.

1. В школьном саду росли яблони, вишни, малина и крыжовник. — В школьном саду росли яблони, вишни, малина, крыжовник.
2. Запах ландыша струился тонко, заманчиво и свежо. — Запах ландыша струился тонко, заманчиво, свежо.

Союз и перед последним однородным членом может означать, что предложение закончено.
Я люблю уроки математики, технологии и физкультуры. — Я люблю уроки математики, технологии, физкультуры.

Спиши вторую группу предложений. Подчеркни однородные члены.

2. Запах ландыша струился тонко, заманчиво и свежо. — Запах ландыша струился тонко, заманчиво, свежо.

Прочитай предложения. Рассмотри схемы. 1. Поляна заросла травой и ромашкой. 2. В школьном саду росли не деревья, а кустарники. 3. Ребята ходили в лес за грибами, но грибов не нашли. Можно ли сказать, что однородные члены связывает не только интонация, но и особые слова — и, а, но? Попробуй убрать их из предложения. Сохранятся ли однородные члены? Что тогда будет их связывать?

В некоторых случаях без этих слов предложения теряют смысл.

В предложении есть «слова-помощники», которые служат другим словам. «Слова-помощники» а, но, да, и, или называются союзами. Союзы соединяют однородные члены предложения, когда тот, кто говорит или пишет, хочет прекратить перечисление. Моя сестра любит мороженое, варенье и конфеты. Но так бывает только тогда, когда союз встречается один раз. Если союз повторяется, то продолжается и перечисление. Моя сестра любит и мороженое, и варенье, и конфеты. Можно продолжить: …и торты, и мармелад, и пирожки…

Упражнение 3. Прочитай пары предложений. Составь из каждой пары одно предложение без союзов или с союзами и, а, но. Запиши их, подчеркни однородные члены предложения.

Выпал снег. — Снег скоро растаял. Весело работают школьники. — Дружно работают школьники. В парке посадили берёзки, липы. — В парке посадили тополя.

Выпал снег, но скоро растаял. Весело и дружно работают школьники. В парке посадили берёзки, липы и тополя.

Упражнение 4. Распространи предложения, включив однородные члены. Первое предложение должно получиться с однородными дополнениями, а второе —  однородными сказуемыми.

Образец. Письмо от бабушки принёс почтальон. 1) Письмо (что?) от бабушки и телеграмму (что?) от брата принёс почтальон. 2) Письмо от бабушки принёс (что сделал?) почтальон и опустил (что сделал?) его в почтовый ящик.

Девочка достала с полки конфеты. Мы смастерили скворечник.

Ответ:

Девочка достала с полки конфеты.
1) Девочка достала с полки конфеты (что?)  и печенье (что?).
2) Девочка достала (что сделала?) с полки конфеты и положила (что сделала?) их в конфетницу.

Мы смастерили скворечник.
Мы смастерили скворечник (что?) и кормушку (что?) для птиц.
Мы смастерили (что сделали?) скворечник и прибили (что сделали?) его к забору.