§ 10. Наука и искусство в Древнем Египте, страница 63

Что свидетельствовало о высоком уровне развития науки и искусства в Древнем Египте?

1 Тайна иероглифов

• Каким образом была расшифрована древнеегипетская письменность?

Ответ: Французский учёный Шампольон изучил Розеттский камень, где один текст был написан иероглифами, демотическим письмом и по-гречески. Сопоставив имена Птолемея и Клеопатры, он понял принцип чтения иероглифов.

2 Образование

• Какую должность мог получить человек, окончивший школу? Объясните свой ответ.

Ответ: Он мог стать писцом. Это была уважаемая должность, так как писцы вели учёт во всём государстве, а грамотных людей было мало.

3 Научные знания

• 1. Какие единицы измерения существовали у египтян? 2. Какими знаниями владели древние египтяне?

Ответ: 1) Они использовали части тела: палец, ладонь, ступню, локоть. 2) Они знали математику, астрономию, составляли календарь, владели медициной и бальзамированием.

4 Искусство

• Когда и для кого была построена самая знаменитая пирамида в Египте?

Ответ: Самая знаменитая пирамида (Хеопса) была построена около 2560 года до н. э. для фараона Хуфу (Хеопса).

Вопросы и задания

1. Как возникла письменность древних египтян?
2. Как проходило обучение в Древнем Египте?
3. Какие науки были развиты в Древнем Египте? Как вы думаете, почему?
4. Какое из чудес света было создано древними египтянами? С какой целью?
5. В каких видах искусства египтяне добились наибольшего мастерства?

Ответы:

1. Как возникла письменность древних египтян?
Ответ: Египтяне называли её «словами бога», считая, что письменность имеет божественное происхождение.

2. Как проходило обучение в Древнем Египте?
Ответ: Обучение было строгим, мальчики в храмовых школах у жрецов изучали иероглифы на известняковых пластинках, а на старшей ступени писали на папирусе. Лентяев наказывали палками.

3. Какие науки были развиты в Древнем Египте? Как вы думаете, почему?
Ответ: Были развиты математика (для строительства и подсчётов), астрономия (для календаря и предсказания разливов Нила) и медицина (из-за бальзамирования). Это было нужно для практических нужд государства.

4. Какое из чудес света было создано древними египтянами? С какой целью?
Ответ: Пирамида Хеопса. Она была построена как гробница для фараона, чтобы обеспечить ему вечную жизнь и показать его могущество.

5. В каких видах искусства египтяне добились наибольшего мастерства?
Ответ: В архитектуре (пирамиды, храмы), скульптуре (статуи богов и фараонов) и рельефной росписи.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Прочитайте список понятий. Какое их них не относится к теме параграфа? Объясните почему.
Медицина, иероглифы, налоги, пирамиды, папирус.

Ответ: Лишнее понятие — налоги. Все остальные термины (медицина, иероглифы, пирамиды, папирус) связаны с научными и культурными достижениями Древнего Египта, описанными в параграфе, в то время как налоги относятся к административной и экономической сфере.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что свидетельствовало о высоком уровне развития науки и искусства в Древнем Египте?

Ответ: О высоком уровне развития науки и искусства в Древнем Египте свидетельствуют существование письменности, развитые научные знания и грандиозные памятники архитектуры и искусства, созданные по строгим канонам.

Обоснование:

  1. Письменность и образование. Египтяне создали сложную систему иероглифического письма, которую смогли расшифровать лишь в XIX веке. Существовали школы при храмах, где готовили образованных писцов, необходимых для управления государством.

  2. Научные знания. Они обладали практическими знаниями в математике (строили пирамиды с точными расчетами), астрономии (создали календарь на основе разливов Нила), медицине (проводили сложные операции и бальзамирование).

  3. Монументальное искусство и архитектура. Египтяне возводили грандиозные сооружения (пирамиды, храмы в Карнаке и Луксоре), которые поражают своими масштабами и точностью инженерной мысли. Скульптура и живопись подчинялись строгим канонам и служили религиозным и государственным целям.