ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ I

1. Найдите и покажите на карте территорию, на которой впервые были найдены останки человекоподобного существа. В какой части света она расположена? В какой
современной стране?
2. На карте покажите направления расселения первобытных людей. Предположите, почему расселение человека происходило по этим направлениям.
3. Почему у древнего человека начали развиваться речь и мышление?
4. Докажите, что появление производящего хозяйства является развитием человеческого общества.
5. Какова была духовная жизнь человека каменного века? Чем она отличалась от духовной жизни человека бронзового века? Почему?
6. Какие стоянки первобытных людей открыты на территории России? Какие интересные находки были обнаружены учёными на этих стоянках?
7. Сравните искусство древних людей и современных. Что общего? В чём различия? Объясните их.
8. Подумайте, почему именно танец был важной частью духовной жизни древних людей.

Вопрос 1: Найдите и покажите на карте территорию, на которой впервые были найдены останки человекоподобного существа. В какой части света она расположена? В какой современной стране?
Ответ: Первые останки человекоподобных существ (австралопитеков) обнаружены в Восточной Африке (Танзания, ущелье Олдувай).

Вопрос 2: На карте покажите направления расселения первобытных людей. Предположите, почему расселение человека происходило по этим направлениям.
Ответ: Расселение шло из Африки в Евразию, затем в Австралию и Америку. Причины: поиск пищи, изменение климата, следование за мигрирующими стадами животных.

Вопрос 3: Почему у древнего человека начали развиваться речь и мышление?
Ответ: Развитие речи и мышления стимулировалось необходимостью координации во время охоты, передачи опыта и усложнения социальных связей в коллективе.

Вопрос 4: Докажите, что появление производящего хозяйства является развитием человеческого общества.
Ответ: Производящее хозяйство (земледелие/скотоводство) позволило создавать излишки пищи, перейти к оседлости, развить ремёсла и торговлю, что стало основой для возникновения цивилизаций.

Вопрос 5: Какова была духовная жизнь человека каменного века? Чем она отличалась от духовной жизни человека бронзового века? Почему?
Ответ: В каменном веке преобладали анимизм и магия, связанные с охотой. В бронзовом веке усложнились ритуалы, появились культы богов и профессиональные жрецы из-за роста социального неравенства.

Вопрос 6: Какие стоянки первобытных людей открыты на территории России? Какие интересные находки были обнаружены учёными на этих стоянках?
Ответ: Костёнки (женские фигурки — «Венеры»), Сунгирь (украшения и «сунгирская лошадка»), Капова пещера (наскальные рисунки), Денисова пещера (останки денисовского человека).

Вопрос 7: Сравните искусство древних людей и современных. Что общего? В чём различия? Объясните их.
Ответ: Общее: отражение окружающего мира (животные, люди). Различия: древнее искусство носило ритуальный характер, современное — самовыражение. Причина: разница в целях и мировоззрении.

Вопрос 8: Подумайте, почему именно танец был важной частью духовной жизни древних людей.
Ответ: Танец использовался для ритуалов (охота, плодородие), сплочения племени и передачи эмоций, так как был доступным средством выражения без письменности.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что отличало новый биологический вид, появившийся около 2,5 миллиона лет назад, от предшественников?

Ответ: Новый вид — человек умелый (Homo habilis) — отличался от предшественников (австралопитеков) сознательным изготовлением орудий труда, развитием интеллекта и началом социальной организации.

Аргументы:

  1. Использование и создание орудий: Homo habilis целенаправленно изготавливал каменные рубила и скребки, что требовало абстрактного мышления и планирования.

  2. Развитие мозга: Объём мозга (600–700 см³) превышал показатели австралопитеков, что позволяло сложнее анализировать окружающий мир и координировать действия в группе.

  3. Социальное взаимодействие: Коллективная охота и разделение обязанностей усилили коммуникацию, что стало шагом к развитию речи.

Это заложило основы для дальнейшей эволюции человека, включая переход к прямохождению и усложнению хозяйственной деятельности.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

1 Археология и её роль в изучении первобытного общества.
2 Открытия и изобретения эпохи неолита.
3 Загадки неолитического искусства.