§ 30. Культура Древней Греции, страница 178
Что свидетельствовало о расцвете культуры в Афинах?
1 Архитектура
• Как вы думаете, какую роль в восприятии архитектуры храмов и зданий играли колонны?
Ответ: Колонны определяли стиль и величие храмов, создавая ощущение гармонии и мощи (дорические — мужественные, ионические — изящные), а также несли функциональную нагрузку, поддерживая крышу и портики.
2 Скульптура и живопись
• Какие новые технологии применяли греческие мастера?
Ответ: В скульптуре — бронзовое литьё и приём контрапоста для реализма; в вазописи — переход от чернофигурной к краснофигурной технике, позволяющей прорабатывать детали.
3 Афинский Акрополь
• Какой был главный храм, находившейся на Акрополе?
Ответ: Главным храмом был Парфенон, посвящённый богине Афине.
Вопросы и задания
1. Какие архитектурные приёмы использовали афинские мастера?
2. Чем был Акрополь для афинян?
3. Какие храмы находились на афинском Акрополе?
4*. Сравните скульптуры греческих мастеров со скульптурами Древнего Востока. В чём их отличия?
Ответы:
1. Какие архитектурные приёмы использовали афинские мастера?
Ответ: Использование ордеров (дорического, ионического), колоннад, симметрии, оптических поправок для идеальности линий, строительство на ступенчатом основании.
2. Чем был Акрополь для афинян?
Ответ: Религиозным, культурным и оборонительным центром, символом могущества Афин и покровительства богов.
3. Какие храмы находились на афинском Акрополе?
Ответ: Парфенон, Эрехтейон, храм Ники Аптерос, Пропилеи.
4*. Сравните скульптуры греческих мастеров со скульптурами Древнего Востока. В чём их отличия?
Ответ: Греческие скульптуры реалистичны, передают красоту человеческого тела и движение, а восточные — более условны, статичны и подчёркивают величие богов и правителей.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте текст о работе древнегреческих мастеров и ответьте на вопросы.
В мастерской художника все сосуды расписывались чёрным лаком по красно-рыжей обожжённой глине. Более старая манера росписи была чёрнофигурная, более новая — краснофигурная.
При чернофигурной росписи фон оставался красным, фигуры покрывались чёрным, а по чёрному фону процарапывались светлые линии складок одежды и черт лица. При краснофигурной росписи, наоборот, фон заливался чёрным, а фигуры оставлялись красными, и на них наносились чёрные линии складок и прочие подробности. У амфор, кратеров расписывались бока, у чаш-киликов — круглые донца.
Вписать живое изображение в круг так, чтобы оно его заполняло равномерно и симметрично, очень нелегко. Греки умели это делать замечательно. Темой росписей были главным образом мифологические сюжеты.
• 1. Как вы думаете, почему у греков изменилась манера росписи гончарных изделий? 2. Чем это могло быть обусловлено?
1. Как вы думаете, почему у греков изменилась манера росписи гончарных изделий?
Ответ: Чтобы добиться большей детализации и реализма в изображениях, так как краснофигурная техника позволяла прорисовывать тонкие линии кистью, а не процарапывать их.
2. Чем это могло быть обусловлено?
Ответ: Стремлением к художественному совершенству, развитием мастерства вазописцев и demand на более изысканную и повествовательную роспись.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что свидетельствовало о расцвете культуры в Афинах?
Ответ на главный вопрос параграфа: О расцвете культуры в Афинах V века до н.э. свидетельствовали монументальное строительство, революционные достижения в искусстве и превращение города в интеллектуальный и художественный центр всего греческого мира.
Обоснование:
-
Масштабное и совершенное строительство: В период правления Перикла Афины были отстроены заново с невиданным размахом. Венец этого строительства — Афинский Акрополь с его главным храмом Парфеноном. Использование сложных архитектурных приёмов (ордерная система, оптические поправки для идеальности линий) и художественной отделки (скульптуры, фризы) демонстрировало не только богатство, но и высочайший уровень мастерства афинян. Такие сооружения стали эталоном для всей Эллады.
-
Технические и художественные инновации в искусстве: Греческие мастера совершили прорыв в реализме. В скульптуре они отошли от статичных канонов прошлого, начав использовать бронзовое литьё и приём контрапоста для изображения естественных, динамичных поз («Дорифор» Поликлета). В вазописи переход от чернофигурной к краснофигурной технике позволил достичь невиданной детализации и выразительности в росписях, превращая каждый сосуд в произведение искусства.
-
Синтез искусства, религии и гражданской гордости: Акрополь был не просто скоплением храмов, а символом могущества и божественного покровительства Афин. Его сооружения (Парфенон, Эрехтейон, храм Ники) сочетали религиозное назначение с функцией памятника победе над персами. Работа на этих стройках давала заработок простым гражданам, а творения Фидия и других гениев воспитывали эстетический вкус и чувство патриотизма. Афины стали магнитом для лучших умов, художников и драматургов, задавая культурную повестку всей Элладе.