§ 31. Повседневная жизнь древних греков, страница 183

Чем различались роли мужчины и женщины в Древней Греции?

1 В доме

• Как распределялись обязанности в греческой семье?

Ответ: Мужчина ведал внешними делами, работой на участке и торговлей, а женщина управляла домашним хозяйством, воспитывала детей и занималась рукоделием, редко выходя из женской половины дома.

2 На агоре

• Какое значение имела агора в жизни полиса?

Ответ: Агора была центром общественной, политической и экономической жизни: здесь проходили собрания, велась торговля, вершился суд и распространялись новости.

3 Образование и воспитание детей

• Чему учили детей в полисах Древней Греции?

Ответ: Мальчиков учили чтению, письму, счёту, музыке, пению, а также физическому воспитанию (борьба, бег) и военному делу. Девочек обучали домашним ремёслам.

Вопросы и задания

1. Какое место в городе чаще всего посещали греки и почему?
2. Какие цели кроме преподавания основ наук преследовало образование в греческом полисе?
3. Кто такие эфебы?
4*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение «Один день из жизни гражданина полиса» — Афин или Спарты, на ваш выбор. Представьте работу перед классом

Ответы:

1. Какое место в городе чаще всего посещали греки и почему?
Ответ: Чаще всего посещали агору, так как это был главный общественный центр, где можно было торговать, узнавать новости, решать политические и судебные дела.

2. Какие цели кроме преподавания основ наук преследовало образование в греческом полисе?
Ответ: Воспитать физически и духовно развитого гражданина, патриота, готового защищать полис и участвовать в его управлении.

3. Кто такие эфебы?
Ответ: Юноши 18-20 лет, проходившие двухлетнюю военную и гражданскую подготовку для получения полноправного гражданства.

4*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение «Один день из жизни гражданина полиса» — Афин или Спарты, на ваш выбор. Представьте работу перед классом

Сообщение Один день из жизни афинского гражданина

Рассвет в Афинах гражданин по имени Аристэй встречает в своем небогатом, но уютном доме. После скромного завтрака — хлеб, маслины и разбавленное вино — его день начинается с посещения агоры, главной площади города. Это сердце общественной жизни: здесь шумят торговцы, обсуждают новости философы, а друзья договариваются о делах. Аристэй заглядывает в лавку, чтобы проверить, как идут дела с его небольшой мастерской по производству керамики, работу в которой обеспечивают двое рабов. Его статус свободного рожденного афинянина, чьи родители также были гражданами, позволяет ему не заниматься физическим трудом лично, а посвящать время общественным обязанностям.

Главным событием дня становится народное собрание — экклесия. Аристэй, как и тысячи других граждан, направляется на холм Пникс. Сегодня на повестке — важный вопрос о строительстве нового корабля для флота. Каждый имеет право высказаться, и Аристэй, заслушав доводы ораторов, вместе с другими поднимает руку для голосования, решая судьбу общего дела. После собрания, уставший, но чувствующий свою причастность к управлению полисом, он отправляется в гимнасий. Здесь, занимаясь физическими упражнениями и ведя дискуссии о политике и философии, он заботится не только о теле, но и о духе, стремясь к идеалу калокагатии — гармоничному сочетанию доблести и благородства.

Закатный час Аристэй проводит в кругу семьи. За ужином, где подают рыбу, овощи и сыр, он рассказывает жене и сыновьям о решениях собрания, возможно, вспоминает великие подвиги афинян при Марафоне. Его старший сын уже готовится к принятию в число граждан, и Аристэй с гордостью думает о том, что вскоре тот тоже сможет поднимать руку на народном собрании. Его день, наполненный трудом, общественной деятельностью и личными заботами, — это воплощение идеала древнегреческого полиса, где личная свобода неотделима от активного участия в жизни своего города-государства.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Прочитайте список понятий. Какое их этих понятий лишнее. Объясните почему.
Палестра, гимнасий, школа, агора.

Ответ: Лишнее — агора. Все остальные понятия (палестра, гимнасий, школа) являются учебными или спортивными заведениями, а агора — это городская площадь для собраний и торговли.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Чем различались роли мужчины и женщины в Древней Греции?

Ответ на главный вопрос параграфа: Роли мужчины и женщины в Древней Греции кардинально различались и были строго разделены: мужчина являлся полноправным участником общественной жизни, а женщина была практически полностью ограничена частной, домашней сферой.

Обоснование:

  1. Публичная vs. частная сфера: Мужчина-гражданин проводил большую часть дня вне дома — на агоре (решая политические и судебные вопросы, торгуя), в гимнасии (занимаясь спортом) или на своем земельном участке. Женщина же была обязана почти постоянно находиться на женской половине дома (гинекее), занимаясь домашним хозяйством, воспитанием малолетних детей и прядением. Её появление на публике без сопровождения считалось неприличным.

  2. Политические и экономические права: Мужчина обладал всей полнотой политических прав: мог участвовать в Народном собрании, избираться на должности, служить в армии. Женщина была полностью лишена политических прав и не могла распоряжаться значительным имуществом. Даже в браке её формальным опекуном (кирием) выступал отец, муж или другой ближайший родственник-мужчина.

  3. Образование и социальная жизнь: Мальчиков с 7 лет отдавали в школы, где они получали разностороннее образование (грамота, музыка, спорт). Девочек обучали только дома навыкам ведения хозяйства. Мужчина мог свободно общаться с друзьями, посещать пиры (симпосии), тогда как жизнь женщины была ограничена кругом семьи и редкими визитами к родственницам.