§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла, страница 30
Какие изменения произошли в жизни древних людей в эпоху неолита?
1 Переход к производящему хозяйству
Производящее хозяйство в древности. Современный рисунок △ 1. Назовите правильный порядок земледельческих работ. Объясните свой ответ. 2. Какие орудия использовали древние люди для занятия земледелием?
• Чем земледелие отличалось от собирательства?
2 Новые виды деятельности
Ремёсла первобытных людей. Современный рисунок. △ Какие ремёсла изображены на рисунках?
• 1. Какие новые виды деятельности появились в период неолита? 2. К каким изменениям в быту людей привело появление керамики и ткачества?
3 Век металлов
• К каким изменениям в жизни людей привело появление металла?
4 От родовой общины к соседской
Предметы бронзового века, найденные в Южной Сибири. Современное фото △ Для чего могли использоваться эти предметы?
• Какие изменения произошли в жизни древних людей с переходом к соседской общине?
Вопросы и задания
1. Какое хозяйство называют производящим?
2. Объясните причины возникновения имущественного неравенства. По вашему мнению, появление неравенства имело больше положительных или отрицательных последствий для развития человеческого общества?
3. Подумайте, как земледелие и скотоводство повлияло на жизнь древних людей.
4. Как и почему появились первые ремёсла? Как их появление изменило жизнь древних людей?
5. Сравните жизнь людей до открытия металлов и после. Какие возможности появились у древних людей с началом обработки и использования металлов?
6. Объясните, почему стало возможно вести хозяйство более маленькими группами — семьями.
7. В дополнительных источниках информации выясните, как учёные назвали переход от присваивающего хозяйства к производящему. Как вы думаете, почему?
Работаем с ХРОНОЛОГИЕЙ
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите в тетради цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности: 1) изобретение плуга, 2) овладение огнём, 3) появление изделий из меди, 4) изобретение лука, 5) начало обработки железа.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте отрывок из книги русского путешественника и учёного XIX века Н. Н. Миклухо-Маклая о земледелии у папуасов.
Несколько перекрещивающихся дорожек разделяли большое огороженное пространство на участки, на которых возвышались очень аккуратно расположенные, довольно высокие полукруглые клумбы. Они имели около 75 см в диаметре… В каждой клумбе были посажены различные растения, как то: сладкий картофель, сахарный тростник и много другой зелени, мне неизвестной… Клумбы состоят из тщательно измельчённой земли. Всё это достигается, как я увидел, весьма просто, но с большим трудом, с помощью самых примитивных орудий: простого заострённого кола более 2 м длины… и узкой лопаты в 1 м длины. Вот в чём заключается процесс обработки.
Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе разом втыкают свои колья по возможности глубже в землю, потом тоже разом поднимают продолговатую глыбу земли, затем идут далее и выворачивают целые ряды таких глыб. Несколько человек также при помощи кольев разбивают эти глыбы на более мелкие; за ними следуют женщины, вооружённые… узкими лопатами, разбивают большие комья, делают клумбы и даже растирают землю руками.
• Назовите сельскохозяйственные культуры и орудия труда, упоминаемые в тексте.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие изменения произошли в жизни древних людей в эпоху неолита?