ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ III
1. Философ Платон сказал, что Гомер — «поэт, который воспитал Элладу». Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие это мнение.
2. Сравните устройство общества Древней Греции и Древнего Востока. Что у них общего? В чём различия?
3. Используя карту, подумайте с какой из стран Древнего Востока можно сравнить Древнюю Грецию? Объясните почему.
4. Какой вклад в развитие человеческой цивилизации внесли древние греки? Чем мы пользуемся до сих пор?
5. Кто и как способствовал широкому распространению греческой культуры в странах Древнего Востока?
6. Что эллины переняли у Древнего Востока?
7. Вспомните историю крупнейших государств Древнего Востока. Сравните их с державой Александра Македонского. Как вы думаете, почему им не удавалось сохранить свою целостность на долгое время?
8*. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение об одном из деятелей Древней Греции на ваш выбор. Представьте работу перед классом.
Ответы:
1. Философ Платон сказал, что Гомер — «поэт, который воспитал Элладу». Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие это мнение.
Ответ: Утверждение Платона справедливо, так как поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» были основой образования: они формировали идеалы доблести, патриотизма и уважения к богам, служили образцом греческого языка и моральным руководством. Однако их мифологический характер иногда искажал историческую реальность.
2. Сравните устройство общества Древней Греции и Древнего Востока. Что у них общего? В чём различия?
Ответ:
-
Общее: Наличие рабства, социальное неравенство, аграрная основа экономики.
-
Различия: В Греции полисы с участием граждан в управлении (демократия, олигархия), на Востоке — деспотии с обожествлённым царём и чиновничеством. Греческие граждане имели права, восточные подданные были бесправны.
3. Используя карту, подумайте, с какой из стран Древнего Востока можно сравнить Древнюю Грецию? Объясните почему.
Ответ: С Финикией: обе были ориентированы на море, имели колонии, развивали торговлю и ремёсла. Однако Греция превзошла её в масштабах колонизации и культурном влиянии.
4. Какой вклад в развитие человеческой цивилизации внесли древние греки? Чем мы пользуемся до сих пор?
Ответ: Демократия, философия, театр, Олимпийские игры, научные методы (логика, медицина), архитектурные ордеры, основы геометрии и физики. Многие понятия (демократия, история) и научные принципы остаются актуальными.
5. Кто и как способствовал широкому распространению греческой культуры в странах Древнего Востока?
Ответ: Александр Македонский завоеваниями создал эллинистические государства, где греческий язык и культура стали основными. Его преемники (Птолемеи, Селевкиды) строили города по греческим образцам и поддерживали науку и искусство.
6. Что эллины переняли у Древнего Востока?
Ответ: Алфавит (через финикийцев), монетную чеканку, некоторые культы и мифы, астрономические знания, элементы архитектуры (например, колонны).
7. Вспомните историю крупнейших государств Древнего Востока. Сравните их с державой Александра Македонского. Как вы думаете, почему им не удавалось сохранить свою целостность на долгое время?
Ответ: Империи Востока (Египет, Персия) распадались из-за огромных размеров, разнородности населения и слабых административных связей. Держава Александра была ещё менее прочной, так как держалась лишь на его авторитете и не имела устойчивого механизма преемственности власти.
8. Сообщение:
Сократ: философ, изменивший мышление человечества
Одним из самых знаковых деятелей Древней Греции был афинский философ Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.), чьи идеи коренным образом изменили античную философию. В отличие от своих предшественников, которые размышляли о природе мироздания, Сократ направил мысль на познание человека и общества. Его знаменитый принцип «Познай самого себя» стал центральным для всей последующей европейской философии. При этом Сократ не оставил после себя ни одного письменного труда — всё, что мы знаем о нём, дошло через труды его великих учеников, Платона и Ксенофонта, сделавших учителя главным героем своих произведений.
Главным вкладом Сократа стал его уникальный метод ведения диалога, основанный на иронии и майевтике. Он никогда не поучал собеседника, а притворялся несведущим и задавал наводящие вопросы, заставляя оппонента самого приходить к истине и обнаруживать противоречия в собственных убеждениях. Этот «сократический диалог» был призван расшевелить человека, заставить его мыслить критически и самостоятельно, а не слепо принимать общепринятые мнения. Сократ сравнивал себя с оводом, который жалит ленивую лошадь — афинское общество, не давая ему погрузиться в умственную спячку.
Жизнь Сократа закончилась трагически: его обвинили в «непочитании богов» и «развращении молодежи» и приговорили к смерти по решению афинского суда. Отказавшись от возможности бежать из тюрьмы, он мужественно выпил чашу с ядом — цикутой, продемонстрировав верность своим принципам и законам полиса. Его гибель стала символом конфликта между свободомыслящей личностью и обществом, живущим по догмам. Идеи Сократа о поиске истины, добродетели и смысле жизни легли в основу философии Платона и через него — всей западной мысли, сделав его одним из вечных «учителей человечества».
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Из речей Перикла:
Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чём-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас полисом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством.
Мы развиваем нашу склонность к прекрасному без расточительности и предаёмся наукам не в ущерб силе духа. Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы. Одним словом, я утверждаю, что полис наш — школа всей Эллады.
• Почему Перикл считал, что Афины — это школа всей Эллады?
Ответ: Перикл считал Афины «школой всей Эллады», потому что:
-
Афины были образцом демократии (власть народа, а не меньшинства).
-
Сочетали культурное и научное развитие с военной доблестью.
-
Показывали, как использовать богатство для общего блага, а не для тщеславия.
Афины стали моделью для других полисов, уча их свободе, искусству и разумному управлению.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа (опечатка, должно быть главы), обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Что дала миру древнегреческая цивилизация?
Ответ на главный вопрос главы: Древнегреческая цивилизация заложила фундамент современной западной культуры, подарив человечеству идеи демократии, философского и научного познания мира, а также эталоны в искусстве и спорте, которые остаются актуальными по сей день.
Обоснование:
-
Зарождение демократии и гражданского общества: Впервые в истории именно в древнегреческих полисах, особенно в Афинах, сложилась система управления, основанная на участии граждан в принятии решений (Народное собрание). Хотя античная демократия была ограниченной (исключала женщин, рабов и метеков), она сформулировала принципы равенства перед законом, свободы слова и публичных дебатов, которые стали основой для современных демократических государств. Реформы Солона, Клисфена и деятельность Перикла создали модель, где закон и воля народа стояли выше произвола правителя.
-
Основы науки, философии и рационального мышления: Греки совершили революционный переход от мифологического объяснения мира к его рациональному анализу. Они заложили основы важнейших наук:
-
Философия: Сократ, Платон и Аристотель разработали методы логического мышления и поставили ключевые вопросы о бытии, знании и этике.
-
История: Геродот и Фукидид превратили летописание в науку, введя критический анализ источников и поиск причинно-следственных связей.
-
Естественные науки: Учёные Александрии (Эвклид в геометрии, Архимед в физике, Эратосфен в географии) заложили основы научного метода, основанного на доказательствах и наблюдениях.
-
-
Культурные и гуманистические идеалы: Греция подарила миру эталоны красоты и гармонии, прославляющие человека-творца.
-
Искусство и архитектура: Греческие храмы (Парфенон), скульптура («Дорифор» Поликлета) и театр (трагедии Эсхила, Софокла, комедии Аристофана) стали классическими образцами, вдохновляющими искусство на протяжении millennia.
-
Олимпийские игры: Были не просто спортивными состязаниями, а символом единения, здорового соперничества и стремления к совершенству (арете).
-
Гуманизм: В центре греческой культуры стоял человек — его разум, тело и духовный потенциал, что коренным образом отличало её от цивилизаций Древнего Востока, где личность была подавлена обществом и деспотической властью.
-
Таким образом, Древняя Греция стала «школой» для человечества, создав интеллектуальный и культурный инструментарий, которым мир пользуется до сих пор.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1 Личность в истории Древней Греции.
2 Сюжеты и персонажи Троянской войны.
3 Афины — город философов.
4 Древние греки в семье и общественной жизни.
5 Держава Александра Македонского.
6 Советские и российские фильмы про Древнюю Грецию.