ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ IV

1. Какие категории населения существовали в Древнем Риме?
2. Как менялась римская армия от республики к империи?
3. Существовали ли различия между римским гражданином и рабом, получившим свободу?
4. Кто и почему организовал и осуществил заговор против Юлия Цезаря?
5. Объясните почему в Риме эпохи империи сенат постепенно перестал играть ведущую роль.
6. Какие достижения и открытия римлян не только получили развитие, но и используются в наше время?
7. Подумайте, почему в итоге, несмотря на борьбу Рима с христианством, оно стало государственной религией империи.

1. Какие категории населения существовали в Древнем Риме?
Ответ: В Древнем Риме существовали патриции, плебеи, нобили, всадники, рабы, вольноотпущенники, клиенты, колоны.

2. Как менялась римская армия от республики к империи?
Ответ: В эпоху республики армия была гражданским ополчением, воины служили за свой счёт. При Гае Марии она стала профессиональной — наёмной, воины получали жалованье и были верны полководцу. При империи армия стала постоянной, с длительным сроком службы, а главной опорой власти стала преторианская гвардия.

3. Существовали ли различия между римским гражданином и рабом, получившим свободу?
Ответ: Да, существовали. Вольноотпущенник получал личную свободу и гражданство, но оставался в зависимости от бывшего хозяина (патрона), обязан был оказывать ему услуги и не имел всех политических прав полноправного гражданина.

4. Кто и почему организовал и осуществил заговор против Юлия Цезаря?
Ответ: Заговор организовали и осуществили сторонники республики, в том числе Брут и Кассий, потому что они видели в пожизненной диктатуре Цезаря и его царских атрибутах власти угрозу существованию Римской республики.

5. Объясните почему в Риме эпохи империи сенат постепенно перестал играть ведущую роль.
Ответ: Сенат перестал играть ведущую роль, потому что реальная власть сосредоточилась в руках императора, который опирался на армию и чиновничий аппарат. При Диоклетиане сенат и вовсе превратился в собрание чиновников, лишённое реальных полномочий.

6. Какие достижения и открытия римлян не только получили развитие, но и используются в наше время?
Ответ: Используются римское право (основы современных правовых систем), римские дороги и мосты, бетон, арки в архитектуре, акведуки, латинский язык в медицине и науке, юлианский календарь (в доработанном виде).

7. Подумайте, почему в итоге, несмотря на борьбу Рима с христианством, оно стало государственной религией империи.
Ответ: Христианство стало государственной религией, потому что оно сплотило огромное и разнородное население империи единой верой, а император Константин увидел в церковной организации сильного союзника для укрепления своей власти.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы: Какие условия способствовали превращению Рима в столицу крупнейшей державы того времени?

Ответ: Превращению Рима в столицу крупнейшей державы способствовали выгодное географическое положение, эффективная государственная и военная организация, активная завоевательная политика и способность ассимилировать достижения покорённых народов.

Обоснование:

  1. Географическое и экономическое преимущество: Удобное расположение в центре Апеннинского полуострова на пересечении торговых путей, плодородные земли и выход к морю создали мощный экономический и демографический потенциал.

  2. Гибкая политическая система и военная мощь: Отлаженная государственная машина (от республики к империи), дисциплинированная и постоянно реформируемая армия, а также прагматичная политика по отношению к союзникам и покорённым народам обеспечили устойчивость и экспансию.

  3. Культурный синтез и интеграция: Римляне умело заимствовали и развивали достижения других культур (этрусков, греков и др.) — в области технологий, права, архитектуры. Распространение римского гражданства и римского образа жизни на огромных территориях сплотило империю, а позднее принятие христианства дало ей новую идеологическую основу.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ (ГРУППОВАЯ ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1 Население Рима: права и обязанности.
2 Помпеи как источник по истории римского города.
3 Повседневная жизнь Древнего Рима.