§ 33. Театр в жизни древних греков, страница 191

Применимо ли к древнегреческому театру утверждение, что это «школа для взрослых»?

1 Рождение театра

• Как возник театр в Древней Греции?

Ответ: Театр возник из сельских праздников в честь бога Диониса, где участники в козлиных шкурах пели дифирамбы (хвалебные песни). Позже добавились актёры, разыгрывавшие сценки, и стали строить специальные сооружения — театры.

2 Трагедия

• Какие проблемы жизни человека отражались в греческих трагедиях?

Ответ: Трагедии отражали вечные проблемы: борьбу с судьбой, конфликт между долгом и чувством, взаимоотношения людей и богов, цену гордыни и последствия морального выбора.

3 Комедия

• Как вы думаете, какие пороки высмеивались в греческих комедиях?

Ответ: Высмеивались пороки общества: жадность и продажность политиков, трусость военных, глупость обывателей, судебные злоупотребления и модные философские течения.

Вопросы и задания

1. Что представляли собой праздники Великие Дионисии?
2. Опишите план театра, используя греческие названия. Какие из этих элементов используются в современном театре?
3. Какие темы лежали в основе греческих пьес?
4. Подумайте, почему до наших дней символом театра являются две маски — весёлая и грустная.

Ответы:

1. Что представляли собой праздники Великие Дионисии?
Ответ: Это были ежегодные массовые празднества в Афинах в честь Диониса с торжественными процессиями, жертвоприношениями и состязаниями драматургов в театре.

2. Опишите план театра, используя греческие названия. Какие из этих элементов используются в современном театре?
Ответ: Театр включал орхестру (круглая площадка для хора и актёров), скену (постройка для переодеваний и декораций) и театрон (места для зрителей). В современном театре сохранились сцена (развитие скены) и зрительный зал.

3. Какие темы лежали в основе греческих пьес?
Ответ: Основу составляли мифологические сюжеты, исторические события, а также злободневные социальные и политические проблемы афинского общества.

4. Подумайте, почему до наших дней символом театра являются две маски — весёлая и грустная.
Ответ: Они символизируют два основных жанра античного театра: комедию (весёлая маска) и трагедию (грустная маска), отражающие противоположные стороны человеческой жизни.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Прочитайте список понятий. Какое их этих понятий лишнее? Объясните почему.
Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан.

Ответ: Лишнее — Аристофан. Все остальные (Эсхил, Софокл, Еврипид) были великими трагиками, а Аристофан — комедиографом.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Применимо ли к древнегреческому театру утверждение, что это «школа для взрослых»?

Ответ на главный вопрос параграфа: Да, утверждение о том, что древнегреческий театр был «школой для взрослых», вполне применимо, так как он выполнял не только развлекательную, но и глубокую воспитательную, гражданскую и философскую функцию, формируя мировоззрение зрителей.

Обоснование:

  1. Школа гражданственности и морали: Театральные представления, особенно трагедии, были важнейшим инструментом воспитания граждан. На примере судеб героев (например, противостояния Прометея Зевсу у Эсхила или мук царя Эдипа у Софокла) зрители обсуждали сложные этические вопросы: что такое справедливость, долг, гордыня и возмездие. Это заставляло афинян задумываться о последствиях своих поступков и своей ответственности перед полисом.

  2. Политическая и социальная «трибуна»: Театр был прямым каналом влияния на общественное мнение. В комедиях, как в газете, высмеивались конкретные политики, военачальники и модные веяния. Аристофан в своих пьесах («Всадники», «Облака») напрямую критиковал власть имущих и не самых умных граждан, вынося на суд публики актуальные проблемы. Это была школа критического мышления и политической грамотности.

  3. Развитие интеллекта и культуры дискуссии: Посещение театра было обязательным для граждан. Просмотр пьес, их обсуждение, а также состязания драматургов развивали эстетический вкус, логику и ораторское искусство. Зрители учились слушать, анализировать сложные сюжеты и аргументы персонажей, что было прямой подготовкой к участию в народном собрании и судах, где нужно было уметь убеждать и отличать правду от лжи.