§ 19. Религия и культура Древней Индии и Древнего Китая, страница 110
Какой вклад внесли народы Древних Индии и Китая в мировую науку и культуру?
1 Религия Индии
Бог Ганеша. Статуя VII (7) века
△ Опишите, как изображали Ганешу.
Ответ: Ганешу изображали в виде добродушного толстяка с головой слона.
• Какая главная идея заключена в учении Будды?
Ответ: Главная идея учения Будды — достижение освобождения от страданий (нирваны) через отказ от желаний и удаление от мирской суеты.
2 Культура и наука
• Какие открытия древних индийцев используются и в наши дни?
Ответ: Десятичная система счисления, концепция нуля, шахматы.
3 Религиозные верования Древнего Китая
«Инь-ян» △ Почему символы инь и ян образуют круг?
Ответ: Круг символизирует единство и взаимопроникновение противоположных начал (инь и ян), которые вместе составляют гармоничное целое.
• На чём основывалось учение Конфуция?
Ответ: Учение Конфуция основывалось на пяти добродетелях: мудрости, гуманности, верности, почитании старших и мужестве, а также на строгом соблюдении порядка и культа предков.
4 Великие открытия китайцев
• Какие открытия и достижения были сделаны в Древнем Китае?
Ответ: Шёлк, лак, порох, бумага, компас, акупунктура.
Вопросы и задания
1. Сравните индуизм с верой египтян. Что у них было общего и чем они различались?
2. Почему китайские императоры поддерживали учение Конфуция?
3. Подумайте, почему буддизм смог так широко распространиться в Индии.
4. Как вы думаете, почему древние китайцы смогли создать столь сложные изобретения, как бумага и компас. Свой ответ объясните.
5. Используя дополнительные источники информации, выясните, как жили представители варны брахманов в Древней Индии. Представьте свою работу перед классом.
Ответы:
1 Вопрос: Сравните индуизм с верой египтян. Что у них было общего и чем они различались?
Ответ: Общее: многобожие, обожествление природных сил. Различие: в индуизме существует учение о перерождении душ (сансара) и варнах, а у египтян — культ загробной жизни и суд Осириса.
2 Вопрос: Почему китайские императоры поддерживали учение Конфуция?
Ответ: Потому что оно проповедовало строгий порядок, почитание власти и старших, что укрепляло государственность и социальную стабильность.
3 Вопрос: Почему буддизм смог так широко распространиться в Индии?
Ответ: Буддизм предлагал путь к спасению независимо от варновой принадлежности, что привлекало людей, недовольных жесткими социальными рамками.
4 Вопрос: Почему древние китайцы смогли создать сложные изобретения?
Ответ: Высокий уровень развития ремёсел, потребности централизованного государства и долгая история наблюдений и экспериментов.
5. Используя дополнительные источники информации, выясните, как жили представители варны брахманов в Древней Индии. Представьте свою работу перед классом.
Сообщение:
Представители варны брахманов в Древней Индии занимали особое, высшее положение в обществе. Их жизнь была посвящена не земным богатствам или власти, а служению духовному знанию и поддержанию порядка мироздания. Считалось, что именно брахманы, благодаря своим молитвам, ритуалам и строгому соблюдению дхармы, обеспечивают гармонию между людьми и богами, защищают мир от хаоса. Их авторитет был непререкаем, и даже могущественные правители-кшатрии sought их совета и благословения, ибо мудрость брахманов считалась превыше военной силы.
Жизнь брахмана с самого детства была подчинена строгим правилам и дисциплине. Мальчики из брахманских семей проходили обряд посвящения и уходили из родительского дома в дом своего гуру, где на протяжении многих лет изучали священные тексты — Веды, постигали науку ритуала, грамматику, астрономию и философию. Их дни состояли из молитв, повторения мантр, практики аскез и сбора милостыни, что укрепляло в них смирение. Брахман вёл простой образ жизни, довольствуясь самым необходимым, а его истинным богатством были не земные блага, а накопленные знания и духовная чистота.
Основным долгом брахмана было нести полученные знания другим, совершать жертвоприношения и быть духовным наставником для всего общества. Они выступали хранителями древней традиции, толкователями законов и советниками царей. Их жизнь была примером благочестия: они строго следили за чистотой пищи, избегали недостойных занятий и общения с теми, кто мог осквернить их высокий статус. Таким образом, брахман служил мостом между миром людей и миром богов, а его праведная жизнь, полная самоограничения и служения, считалась залогом процветания всего государства.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Прочитайте список понятий. Какое понятие является общим для них? Свой ответ объясните.
Буддизм, шёлк, порох, пагода.
Ответ: Все эти понятия связаны с культурой и достижениями Древнего Китая. Буддизм, пришедший из Индии, широко распространился и укоренился в Китае, пагоды — тип буддийских храмов, шёлк и порох — китайские изобретения.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какой вклад внесли народы Древних Индии и Китая в мировую науку и культуру?
Ответ: Народы Древних Индии и Китая внесли фундаментальный вклад в мировую науку и культуру. Во-первых, Индия подарила миру десятичную систему счисления с концепцией нуля, которая лежит в основе современной математики, а также философско-религиозные учения — буддизм и индуизм, повлиявшие на духовное развитие всей Азии. Во-вторых, Китай изобрёл бумагу, порох, компас и шёлк, что революционизировало письменность, военное дело, навигацию и торговлю. Кроме того, конфуцианство с его emphasis на социальной гармонии и порядке стало основой китайской государственности и этики. Эти достижения не только определили развитие своих регионов, но и через торговые пути (например, Великий шёлковый путь) стали достоянием всего человечества.