§ 27. Древняя Спарта, страница 163
Какие цели преследовали законы Ликурга?
1 Возникновение полиса и его государственное устройство
• Из каких групп состояло население Спарты?
Ответ: Население Спарты состояло из трёх основных групп, резко отличавшихся по своим правам и образу жизни: спартиаты (полноправные граждане), периэки (свободные, но неполноправные) и илоты (зависимое население, обработанное в рабство).
2 Законодательство Ликурга
• Как законы Ликурга изменили спартанское общество?
Ответ: Законы Ликурга превратили спартанское общество в военный лагерь. Они запретили золотые и серебряные деньги, чтобы предотвратить обогащение и неравенство, ввели общественные трапезы (сисситии), обязательное суровое воспитание для всех мальчиков (агогэ) и изоляцию от внешнего мира. Целью было создать «общину равных» — идеальных воинов, всецело преданных государству.
3 Воспитание детей
• Какие качества воспитывали в юных спартанцах?
Ответ: В юных спартанцах воспитывали физическую силу, выносливость, беспрекословное послушание, дисциплину, хитрость, умение переносить лишения, храбрость и коллективизм. Главной целью было подготовить их к службе в армии.
Вопросы и задания
1. Чем отличалась структура населения Афин и Спарты?
2. Кого считали гражданином в Спарте?
3. Что означал принцип «община равных» в законах Ликурга?
4. Как вы думаете, почему Спарта считалась самым воинственным полисом Греции?
Ответы:
1. Чем отличалась структура населения Афин и Спарты?
Ответ: В Афинах основное деление было на граждан, метеков (свободных неграждан) и рабов. В Спарте же существовала уникальная категория илотов — государственных рабов, а также периэков, которые были свободны, но лишены политических прав.
2. Кого считали гражданином в Спарте?
Ответ: Гражданином Спарты считался только потомок дорийских завоевателей — спартиат, прошедший полный курс сурового воспитания (агогэ), имеющий земельный надел с илотами и допущенный до участия в общественных трапезах (сисситиях). Гражданство давалось с 30 лет.
3. Что означал принцип «община равных» в законах Ликурга?
Ответ: Этот принцип означал, что все спартиаты должны быть равны между собой в быту, чтобы ничто не отвлекало их от службы государству. Законы запрещали роскошь, частную собственность и накопление богатств, вводили единообразное воспитание, питание и образ жизни.
4. Как вы думаете, почему Спарта считалась самым воинственным полисом Греции?
Ответ: Потому что вся её общественная и государственная система была подчинена одной цели — созданию идеальной армии. Война и подготовка к ней были смыслом жизни для каждого спартиата с самого рождения.
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Философ и писатель Плутарх писали о Спарте:
«…Спартанцы считали себя принадлежащими не лично себе, но отечеству».
• 1. Приведите аргументы, подтверждающие эту мысль. 2. Как внутреннее устройство Афин и Спарты влияло на место гражданина в обществе?
1. Приведите аргументы, подтверждающие эту мысль.
Ответ:
-
С 7 лет мальчики забирались из семьи и воспитывались государством в условиях жестокой дисциплины, что формировало преданность не семье, а Спарте.
-
Взрослые спартиаты обязаны были участвовать в совместных трапезах (сисситиях), что укрепляло дух коллективизма.
-
Личная жизнь и благополучие гражданина полностью подчинялись интересам государства, о чём свидетельствует обычай сбрасывать со скалы слабых младенцев.
2. Как внутреннее устройство Афин и Спарты влияло на место гражданина в обществе?
Ответ: В Афинах гражданин был, прежде всего, личностью, участвующей в управлении государством (демократия). Его ценность определялась активностью в Народном собрании и суде. В Спарте гражданин был, прежде всего, винтиком мощной военной машины. Его ценность определялась только дисциплиной, послушанием и доблестью в строю. Интересы государства всегда стояли выше интересов отдельного человека.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какие цели преследовали законы Ликурга?
Ответ на главный вопрос параграфа: Законы Ликурга преследовали цель создать идеальное военизированное государство, где интересы коллектива абсолютно доминируют над индивидуальными, а все граждане-спартиаты превращены в дисциплинированных и преданных воинов.
Обоснование:
-
Создание профессиональной армии: Главной целью было формирование непобедимой армии. Для этого всё общество было перестроено по военному принципу: с 7 лет мальчики забирались из семьи и воспитывались государством в условиях суровой дисциплины, физических испытаний и обучения военному делу (система агогэ). Вся жизнь взрослого спартиата также подчинялась армейскому распорядку, включая обязательное участие в совместных трапезах (сисситиях).
-
Устранение причины внутренних конфликтов: Чтобы спартиаты не враждовали друг с другом из-за богатства и власти, Ликург законодательно запретил золотые и серебряные деньги и частную собственность на землю. Земля была разделена на равные наделы, обрабатываемые илотами. Это создало экономическое равенство среди граждан и позволило им полностью专注于 военной службой, не отвлекаясь на хозяйственные заботы и накопление богатств. Так возникла «община равных».
-
Подавление индивидуальности и воспитание коллективизма: Законы регламентировали все стороны жизни — от одежды и питания до брака — чтобы искоренить любое проявление роскоши, individualism и ослабляющих государство влияний. Целью было воспитать не личностей, а абсолютно лояльных государству граждан, которые считали себя принадлежащими не себе, а Спарте, и были готовы пожертвовать всем ради её интересов.