§ 54. Быт и досуг римлян, страница 287

Каковы основные черты повседневной жизни римлян?

1 Дом римлянина

• Как вы думаете, почему римляне строили многоэтажные дома?

 Ответ: Римляне строили многоэтажные дома (инсулы) из-за нехватки места в городе и большого притока населения, что делало землю дорогой и вынуждало строить вверх, чтобы разместить как можно больше людей.

2 Досуг римлян

• Как римляне проводили свободное время?

 Ответ: Свободное время римляне проводили в термах (банях), где не только мылись, но и занимались спортом, общались и читали в библиотеках, а также посещали цирк с гонками колесниц, гладиаторские бои в амфитеатрах и различные празднества.

3 Одежда и еда римлян

• Какую роль играла тога в одежде римлян?

 Ответ: Тога была официальной одеждой римского гражданина и подчёркивала его социальный статус, гражданские права и положение в обществе (например, сенаторы носили тоги с пурпурной каймой, а кандидаты — белоснежные).

4 Школы в Риме

• 1. Сколько ступеней образования было в римской школе? 2. Чем они отличались между собой?

 Ответ: 1. В римской школе было три ступени образования. 2. Они отличались программами и стоимостью: начальная (чтение, письмо, счёт), средняя (литература, право, основы философии, греческий язык, математика) и высшая (ораторское искусство и музыка, наряду с углублённым изучением предыдущих дисциплин).

Вопросы и задания

1. Какие жилые строения преобладали в городе, а какие — в сельской местности?
2. Какие элементы римского образования сохранились до наших дней?
3. Как вы думаете, почему римляне предпочитали общественный досуг одиночному? Свой ответ объясните
4. Подумайте, почему в Риме обучение в школе было платным.
5. Сравните досуг древних греков и римлян. Что общего? В чём различия?

1. Какие жилые строения преобладали в городе, а какие — в сельской местности?
Ответ: В городе преобладали многоэтажные инсулы для бедняков, а в сельской местности — загородные виллы и поместья богатых землевладельцев.

2. Какие элементы римского образования сохранились до наших дней?
Ответ: До наших дней сохранились такие элементы, как деление образования на ступени (начальная, средняя, высшая), изучение грамматики, риторики и права, а также система платного обучения.

3. Как вы думаете, почему римляне предпочитали общественный досуг одиночному? Свой ответ объясните.
Ответ: Римляне предпочитали общественный досуг, потому что он укреплял социальные связи, демонстрировал статус и был важным инструментом политического влияния, когда люди встречались в термах, на форуме или зрелищах.

4. Подумайте, почему в Риме обучение в школе было платным.
Ответ: Обучение в школе было платным, потому что школы были частными, и плата шла на содержание учителя и помещения, что ограничивало доступ к образованию преимущественно для детей состоятельных граждан.

5*. Сравните досуг древних греков и римлян. Что общего? В чём различия?
Ответ: Общее: и те, и другие любили общественные развлечения (театр у греков, гладиаторские бои у римлян), посещали бани и занимались спортом. Различие: греки больше ценили интеллектуальные дискуссии и театр, а римляне — кровавые зрелища и массовые празднества.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Прочитайте список понятий. Какое из этих понятий лишнее? Объясните почему.
Тога, стола, туника, хитон.

 Ответ: Лишнее понятие — «хитон», так как это элемент греческой одежды, в то время как тога, стола и туника — предметы традиционного римского костюма.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Каковы основные черты повседневной жизни римлян?

Ответ: Основными чертами повседневной жизни римлян были чёткое социальное расслоение, выраженное в жилище и одежде, культ общественного досуга и стремление к образованию как способу социального продвижения.

Обоснование:

  1. Социальное расслоение: Тип жилья (богатый домуc vs. бедная инсула) и одежда (тога гражданина vs. простая туника) сразу указывали на положение человека в обществе.

  2. Общественный досуг: Жизнь римлянина проходила на виду: термы, форумы, цирки и амфитеатры были центрами не только отдыха, но и социального общения, политики и демонстрации статуса.

  3. Роль образования: Многоступенчатая, хотя и платная, система образования позволяла получить знания, необходимые для карьеры государственного деятеля, юриста или оратора, и была важным социальным лифтом для амбициозных граждан.