§ 46—47. Рабство в Риме, страница 254

Какую роль играли рабы в Риме?

Лента времени
• 74—71 годы до н. э. — восстание Спартака

1 Источники рабства

• Каковы были источники рабства в Древнем Риме?

 Ответ: Основными источниками рабства были военнопленные, захваченные в ходе завоевательных войн, пиратство, долговая зависимость и дети, рождённые рабынями.

2 Вольноотпущенники

• Как вы думаете, почему в Риме появились вольноотпущенники? Чем они отличались от рабов?

 Ответ: Вольноотпущенники появились потому, что рабы могли получить свободу по милости хозяина или выкупиться. Они отличались от рабов тем, что были лично свободны, имели римское гражданство, но оставались в зависимости от патрона и должны были оказывать ему услуги.

3 Гладиаторские бои

• Для чего в Риме устраивались гладиаторские бои?

 Ответ: Гладиаторские бои устраивались для развлечения римского плебса, которому власти предоставляли «хлеба и зрелищ», чтобы поддерживать спокойствие в городе.

4 Самый известный из гладиаторов

• Какие цели первоначально преследовал руководитель восстания рабов Спартак?

 Ответ: Первоначально Спартак преследовал цель вывести рабов из Италии в соседние страны, где они могли бы обрести свободу.

5 Красс и Помпей против Спартака

• Почему только жёсткими методами Марк Красс смог добиться дисциплины в армии?

 Ответ: Жёсткие методы, такие как децимация (казнь каждого десятого), были нужны Крассу, потому что римские солдаты панически боялись армии Спартака, и только суровые наказания могли восстановить боевой дух и дисциплину.

Вопросы и задания

1. Что влияло на отношения рабов и их владельцев?
2. С какой целью организовывались специальные школы для гладиаторов?
3. Сравните источники рабства в Древней Греции и в Риме. Что между ними общего?
В чём отличия?
4. Как вы думаете, чем отличалось восстание под предводительством Спартака от других выступлений рабов?

1. Что влияло на отношения рабов и их владельцев?
Ответ: На отношения влияли происхождение раба, его профессия и поведение. Образованные рабы ценились высоко и могли стать учителями, а непокорных ожидало суровое наказание.

2. С какой целью организовывались специальные школы для гладиаторов?
Ответ: Школы для гладиаторов организовывались для обучения рабов владению оружием и ведению зрелищных боёв, а также для их строгого контроля и предотвращения побегов.

3. Сравните источники рабства в Древней Греции и в Риме. Что между ними общего? В чём отличия?
Ответ: Общее: в Греции и Риме основным источником рабства были военнопленные. Различие: в Риме масштабы рабства были гораздо больше из-за обширных завоеваний, а также значительную роль играло пиратство.

4. Как вы думаете, чем отличалось восстание под предводительством Спартака от других выступлений рабов?
Ответ: Восстание Спартака отличалось своим размахом (охватило всю Италию), продолжительностью (три года) и тем, что рабы создали организованную армию по римскому образцу, что представляло серьёзную угрозу самому Риму.

Работаем с ПОНЯТИЯМИ

Прочитайте список понятий. Какое из этих понятий лишнее? Объясните почему.
1) Спартак; 2) Красс; 3) Гней Помпей; 4) Сулла.

 Ответ: Лишнее понятие — «Сулла», так как он был римским диктатором и не участвовал непосредственно в подавлении восстания Спартака, в отличие от Красса, Помпея и самого Спартака.

Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какую роль играли рабы в Риме?

Ответ: Рабы играли фундаментальную роль в римской экономике и обществе, являясь основной рабочей силой, источником развлечений и, в случае восстаний, угрозой государству.

Обоснование:

  1. Экономическая основа: Труд рабов использовался во всех сферах — в сельском хозяйстве, ремёслах, рудниках и строительстве, составляя основу экономики Рима.

  2. Социальная функция: Рабы-гладиаторы обеспечивали массовые развлечения, выполняя социальный заказ властей на «хлеба и зрелища» для удержания контроля над плебсом.

  3. Политический фактор: Крупные восстания рабов, особенно под руководством Спартака, демонстрировали уязвимость римского государства и требовали отвлечения значительных военных ресурсов для их подавления.