§ 46—47. Рабство в Риме, страница 254
Какую роль играли рабы в Риме?
Лента времени
• 74—71 годы до н. э. — восстание Спартака
1 Источники рабства
• Каковы были источники рабства в Древнем Риме?
Ответ: Основными источниками рабства были военнопленные, захваченные в ходе завоевательных войн, пиратство, долговая зависимость и дети, рождённые рабынями.
2 Вольноотпущенники
• Как вы думаете, почему в Риме появились вольноотпущенники? Чем они отличались от рабов?
Ответ: Вольноотпущенники появились потому, что рабы могли получить свободу по милости хозяина или выкупиться. Они отличались от рабов тем, что были лично свободны, имели римское гражданство, но оставались в зависимости от патрона и должны были оказывать ему услуги.
3 Гладиаторские бои
• Для чего в Риме устраивались гладиаторские бои?
Ответ: Гладиаторские бои устраивались для развлечения римского плебса, которому власти предоставляли «хлеба и зрелищ», чтобы поддерживать спокойствие в городе.
4 Самый известный из гладиаторов
• Какие цели первоначально преследовал руководитель восстания рабов Спартак?
Ответ: Первоначально Спартак преследовал цель вывести рабов из Италии в соседние страны, где они могли бы обрести свободу.
5 Красс и Помпей против Спартака
• Почему только жёсткими методами Марк Красс смог добиться дисциплины в армии?
Ответ: Жёсткие методы, такие как децимация (казнь каждого десятого), были нужны Крассу, потому что римские солдаты панически боялись армии Спартака, и только суровые наказания могли восстановить боевой дух и дисциплину.
Вопросы и задания
1. Что влияло на отношения рабов и их владельцев?
2. С какой целью организовывались специальные школы для гладиаторов?
3. Сравните источники рабства в Древней Греции и в Риме. Что между ними общего?
В чём отличия?
4. Как вы думаете, чем отличалось восстание под предводительством Спартака от других выступлений рабов?
1. Что влияло на отношения рабов и их владельцев?
Ответ: На отношения влияли происхождение раба, его профессия и поведение. Образованные рабы ценились высоко и могли стать учителями, а непокорных ожидало суровое наказание.2. С какой целью организовывались специальные школы для гладиаторов?
Ответ: Школы для гладиаторов организовывались для обучения рабов владению оружием и ведению зрелищных боёв, а также для их строгого контроля и предотвращения побегов.3. Сравните источники рабства в Древней Греции и в Риме. Что между ними общего? В чём отличия?
Ответ: Общее: в Греции и Риме основным источником рабства были военнопленные. Различие: в Риме масштабы рабства были гораздо больше из-за обширных завоеваний, а также значительную роль играло пиратство.4. Как вы думаете, чем отличалось восстание под предводительством Спартака от других выступлений рабов?
Ответ: Восстание Спартака отличалось своим размахом (охватило всю Италию), продолжительностью (три года) и тем, что рабы создали организованную армию по римскому образцу, что представляло серьёзную угрозу самому Риму.
Работаем с ПОНЯТИЯМИ
Прочитайте список понятий. Какое из этих понятий лишнее? Объясните почему.
1) Спартак; 2) Красс; 3) Гней Помпей; 4) Сулла.
Ответ: Лишнее понятие — «Сулла», так как он был римским диктатором и не участвовал непосредственно в подавлении восстания Спартака, в отличие от Красса, Помпея и самого Спартака.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Какую роль играли рабы в Риме?
Ответ: Рабы играли фундаментальную роль в римской экономике и обществе, являясь основной рабочей силой, источником развлечений и, в случае восстаний, угрозой государству.
Обоснование:
Экономическая основа: Труд рабов использовался во всех сферах — в сельском хозяйстве, ремёслах, рудниках и строительстве, составляя основу экономики Рима.
Социальная функция: Рабы-гладиаторы обеспечивали массовые развлечения, выполняя социальный заказ властей на «хлеба и зрелища» для удержания контроля над плебсом.
Политический фактор: Крупные восстания рабов, особенно под руководством Спартака, демонстрировали уязвимость римского государства и требовали отвлечения значительных военных ресурсов для их подавления.