§ 18. Древний Китай, страница 105
Кто создал единое государство в Китае?
1 Население и хозяйство
Китайское поселение
△Расскажите о занятиях древних китайцев. Каких животных они использовали в своём хозяйстве?
• 1. Какие занятия были распространены у древних китайцев? 2. Найдите и покажите на карте Китай и отправную точку Великого шёлкового пути. Проследите его направление.
2 Образование единого государства
• Подумайте, зачем Цинь Шихуанди велел провести границы областей так, чтобы они не совпадали с границами прежних царств.
3 Империя Хань
• Что привело к гибели империи Цинь?
Вопросы и задания
1. Подумайте, почему долгое время первые государства Китая были разобщены.
2. Как первый император Китая Цинь Шихуанди смог объединить воевавшие между собой царства в единую империю?
3. Кто основал империю Хань и при каких обстоятельствах?
4. Вспомните и сравните правителей других стран Древнего Востока с китайскими. Что у них общего?
5. Проанализируйте карту на с… и ответьте, с кем вёл борьбу Китай в древности. Откуда Китаю угрожала внешняя опасность? Какие меры предприняли китайские правители для своей защиты?
Работаем с ИСТОЧНИКОМ
Прочитайте текст народной песни эпохи династии Чжоу (1122—256 до н. э.) из «Книги песен» и ответьте на вопросы.
В шестой луне мы сливы жёлтые едим.
В седьмой луне мы варим овощи, бобы,
Сбираем финики в восьмой,
И рис мы станем жать в десятой.
В девятой мы утаптываем ток,
В десятую несём снопы:
Горох и ранний, поздний хлеб,
Пеньку, пшеницу, просо, сорго.
Ах! Землепашцы-муженьки!
Мы вместе урожай собрали,
Возьмёмся за дела по дому:
Мы днём сберём пырей для кровли,
А ночью станем вить верёвки.
Мы поспешим поправить дом,
А там опять возьмёмся за посев.
• 1. О каких сельскохозяйственных работах идёт речь? 2. Что выращивали жители Древнего Китая?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, обоснуйте его двумя-тремя аргументами: Кто создал единое государство в Китае?